Губернаторов научат цивилизованному лоббизму

В администрации президента решили обучить российских губернаторов GR-менеджменту или лоббированию. Этой теме будет уделено значительное внимание на организованном управлением внутренней политики Кремля семинаре, который пройдет 13–15 июня и на котором ожидают глав всех регионов без исключения. Как рассказал "Известиям" один из разработчиков программы учебного мероприятия, семинар призван научить губернаторов как грамотно работать с лоббистами, так и самим уметь продвигать интересы субъекта на федеральном уровне.

— Губернаторы должны научиться самостоятельно формулировать, аргументировать и презентовать потребности своего региона так, чтобы они максимально эффективно удовлетворялись центром. Они должны проявлять настойчивость и изобретательность в кризисной ситуации, стать универсальными бойцами, что особенно нужно в преддверии выборов, — описывает собеседник "Известий" цели обучения глав регионов лоббированию.

С другой стороны, губернатор должен правильно разговаривать с "посетителем с чемоданом, который хитро описывает, насколько необходимо изменить региональное законодательство или выделить деньги на какой-то проект", продолжает собеседник.  

— Например, если приезжают китайцы и говорят: "Отдайте нам несколько десятков километров земли в аренду, а мы построим тут кемпинг" — то губернатор должен 10 раз подумать, посоветоваться с нужными министерствами, юристами, специалистами и аргументированно отказать китайским товарищам или предложить свои, выгодные условия, а не жать им руки и обещать сотрудничество сразу, — подчеркивает один из организаторов семинара. 

В целом губернаторы должны научиться лоббизму в западном смысле этого слова, отмечают собеседники "Известий". В Европе и США, когда компании нужны льготы, скидки или удобные для нее поправки в закон, она нанимает GR-специалиста или обращается к компании, которая сертифицированно лоббирует их интересы. После этого за работу берется специалист со связями в государственной среде. Причем он обязан действовать в рамках закона о лоббизме. Такие законы приняты во многих странах, например, в США он появился в 1946 году.

В России же такого закона нет, и сейчас лоббистом считается каждый человек, который, позволяя себе оставаться в тени, продвигает интересы частного или юридического лица, причем делает это зачастую незаконным путем, в том числе дает взятки. Чтобы очистить российский лоббизм от коррупционной составляющей, в 2012 году Дмитрий Медведев предложил принять закон "О лоббизме". Однако тогда это вызвало много споров, и закон решили отложить.

Поэтому среди специалистов, которые обучат губернаторов иметь дело с отечественными лоббистами, будут и иностранные, правда, их имена пока держатся в секрете. Но ответственной за мастер-класс для губернаторов назначена вице-президент Сбербанка Анна Попова, которая ранее занимала пост заместителя руководителя аппарата правительства (ее начальником был Вячеслав Володин, который теперь занимает пост заместителя руководителя администрации президента). Получить ее комментарий "Известиям" не удалось.

Губернаторы идею семинара поддерживают и ждут позитивных результатов.

— Грядущий семинар, в какой бы форме он ни проходил, — мероприятие, несомненно, полезное, — говорит  глава Пензенской области Василий Бочкарев. — Если оно будет подразумевать взаимообмен опытом, то, думаю, каждый из нас подготовит на этот случай свои предложения, а если будет проходить в форме конференции по повышению управленческих навыков, то с удовольствием послушаю и извлеку важные для себя моменты из него.

 — Очень интересно, что нам приготовили на основе западного опыта. Уверен, что адаптировать его к работе в наших условиях, чтобы он не остался на уровне теории, а перешел в практику, представится возможным. И мы это с удовольствием внедрим у себя в регионах, — говорит губернатор Брянской области Николай Денин.

Скорее всего, губернаторы не собираются ничему учиться на этом семинаре, а просто хотят поддержать отношения с федеральным руководством, говорит политолог Ростислав Туровский.

— Не думаю, что губернаторам это вообще нужно. Лоббизм, какой он есть в Европе, нам не подойдет, а азами лоббизма по-русски они и так в совершенстве владеют и сами могут учить этому кого угодно, — подчеркивает эксперт.


Читайте полную версию на сайте