В Ростове прошли единственные в стране гонки на сельхозтехнике

motor.ru.

Победитель "Бизон-трек-шоу"-2013 – механизатор из Целинского района Ростовской области Анатолий Бобровский – проехал после победного финиша пару сотен метров и остановился возле трибуны. Люди бросились к нему со всех сторон. С ним фотографировались, давали ему на руки детей – чтобы тоже сфотографировать. Его обнимали и целовали женщины всех возрастов, у него просили автографы, и он скромно ставил на клочках бумаги свою подпись.

"Ты чисто брат мне, понимаешь, чисто брат!" – кричал Бобровскому очередной прорвавшийся к нему фанат. Застенчивый, внешне очень похожий на футболиста Майкла Оуэна, механизатор в ответ кивал: мол, да, братья.

Победитель в окружении толпы добрался до сцены, где начиналась церемония награждения. Уже во время самой церемонии к нему пытался подобраться очень пьяный, но в то же время очень крепкий фанат гонок на тракторах. Понадобились усилия пятерых полицейских, чтобы остановить и скрутить его.

Накануне, ранним утром субботы, у проходной офиса компании "Бизон-юг" на окраине Ростова проходил техосмотр тракторов. Все как один марки "Беларусь", только модели разные. Гонщикам нужно было разогнаться, резко затормозить, проверить работу дворников, поворотников и стоп-сигналов. В общем-то, все. Трактористов-механизаторов называли исключительно пилотами, и это влияло на их самооценку.

"Когда выиграю, хочу, чтоб как в Древней Греции – мой трактор шлюхи на веревках тащили. Чтоб я как древнеримский император на стадион въехал", – мечтал один из будущих участников гонки.

Но в жизни – и уж тем более в беседе с журналистами – механизаторы были самой скромностью. "Третий раз в гонке участвую. В прошлом году первое место занял в экстремальном заезде, что будет в этом году – посмотрим", – смущенно рассказывал Евгений Семенча, механизатор одного из сельскохозяйственный производственных кооперативов (СПК) области. "Чем занимаемся? Элитные зерновые выращиваем. Как работается? Да лучше просто не может быть", – говорил он.

Я разговаривал с другими пилотами, в вариантах ответа менялись только названия СПК и их удаленность от Ростова. На гонки приехали механизаторы из Ставрополья, Московской области, Краснодарского края и с Украины.

Еще одна табуированная тема – собственно, тракторы. Вообще-то, это были не вполне обычные тракторы. У многих новые, еще не потерявшие заводской блеск металла двигатели. Тюнинг как у навороченных, даже слегка экстравагантных автомобилей. Вплоть до знаменитого оленя с ГАЗ-21 на капоте одного из тракторов. Ксеноновые фары, тонированные стекла.

Когда пилоты слышали вопрос, что именно на их машинах было установлено и сколько это стоило, они даже глухими не притворялись; просто уходили прочь. Хуже им было только во время индивидуального фотографирования, когда человек с камерой просил: "Улыбнитесь!"

"Почему они не хотят говорить про деньги?" – спрашивал я у Сергея Суховенко, гендиректора ООО "Бизон-юг" и организатора ежегодных гонок на сельхозтехнике. "А почему вы у них не спрашиваете про душу? – парировал тот. – Ведь есть СПК, которые потратились, новый движок купили. Но есть-то люди, которые нашими гонками заразились, которые каждый вечер в свободное время этот свой трактор до ума доводят, а все для того, чтобы в гонках принять участие". Он рассказывает, что среди тракторов есть те, которые в течение года используются на сельхозработах, а есть купленные специально под гонки, проходящие раз в году. Все остальное время машина в гараже стоит и до ума доводится.
Суховенко – бывший инженер всесоюзно известного "Ростсельмаша", чемпион России по автогонкам 2002 года, а ныне директор и единственный владелец (по данным "СПАРК-Интерфакс") самого крупного на юге России предприятия-дилера сельхозтехники. Депутат ростовской облдумы от "Единой России", в 2011 году думал избираться в Государственную, да что-то не сложилось. "Начал заниматься продажами сельхозтехники, а страсть к гонкам осталась. Вот и совместил, – рассказывает он, как придумал "Бизон-трек-шоу". – Ну и, конечно, нужно популяризировать профессию механизатора. Раньше кто из горожан их знал? А теперь за них болеют, у многих свои любимчики уже появились".

На звание нового любимца ростовчан претендовала автогонщица Ольга Стебихова. "Девушка с рулем", – так написано на ее визитке. Вообще, она из Псковской области, но узнав о тракторных гонках в Ростове, сдала за две недели до них экзамен на права и приехала сюда. Трактор ей одолжили в одном из местных СПК. Его кабина была украшена чем-то похожим на шляпку в очках, на капоте нарисовали огромных размеров губы, сложенные для поцелуя. Плюс еще под кабиной и над большими задними колесами было что-то вроде юбки веселенькой расцветки.

Мужиков-трактористов, конечно, надо было видеть. На Стебихову они натурально делали стойку. "Мать, а это у тебя что, трактор в стрингах?" – заговорил с ней, наконец, самый заводной пилот, душа компании и один из самых старших участников гонки Анатолий Шишкин. "Да обещали, что будут стринги, а тут памперсы какие-то получились", – сетовала Стебихова. "Так ведь снимутся же на первом повороте", – заходился Шишкин. "Да скорей бы снялись", – отвечала та, и механизатор был просто в экстазе.

– Знаешь, чем оптимист от пессимиста отличается? – заступилась за Стебихову одна из женщин с предприятия. – Оптимист, когда клопа раздавит и принюхается, скажет: коньячком пахнет. А пессимист даже когда коньяк пьет… Ну, ты понял.

– А знаешь, чем секс от онанизма отличается? – шутил в ответ Шишкин. – Все вроде то же самое, только поговорить потом не с кем.

Развеселившихся механизаторов отправили на инструктаж. Велели всем быть строго в шлемах. "Помните, что самое ценное – ваша жизнь, – говорил инструктор. – Конечно, вы застрахованы на миллион рублей, но жизнь все равно ценнее". "И это, мужики, лишний раз напоминать не надо, но все же. Кого утром поймаем с запахом, – Суховенко двумя пальцами стукнул себя по горлу, – от гонок отстраним. Чур, без обид потом". Мужики понимающе кивали, хоть и предстоял им полный соблазнов вечер без жен и в компании друг друга в одной из ростовских гостиниц.

Это вообще была иллюстрация из жизни идеальной России. Строгий, но справедливый директор, скромные и застенчивые механизаторы, хотя на деле-то – соль земли. Простой юмор. Тракторы "Беларусь", которые директор Суховенко за импортную технику не считает: "Ну разве же это заграница, свои они нам".

Странно, что никто из первых лиц государства до сих пор не обращал внимания на эти проходящие уже 11-й год гонки – с их ненарочитым таким патриотическим потенциалом.

Зато их давно полюбили ростовчане. Воскресным утром 2 июня на месте проведения "Бизон-трек-шоу"-2013 – это четвертый километр дороги Ростов-Таганрог – собралось больше 30 тысяч человек.

"Честь и хвала сельским механизаторам", "Низкий поклон всем, кто работает на земле" – такими транспарантами были украшены трибуны. Было еще только около восьми утра, но вокруг гоночной трассы уже жарились тонны мяса и охлаждались тысячи литров пива. Каждая третья подъезжавшая машина была украшена георгиевской ленточкой. Животы мужиков-водителей зачастую почти касались руля – здесь это, похоже, считается признаком успеха и достатка.

Вот степенно проехал темно-синий ВАЗ-2101, ухоженный настолько, насколько это вообще возможно. Под госномером на багажнике с любовью было выведено желтой краской: "Копеечка". Сотрудники полиции вежливо и даже с пиететом указали водителю, где можно припарковаться. Он вышел из машины, пожилой уже человек: светлая футболка, светлые шорты, черные носки и шлепанцы. Его жена протянула ему пирожок, смахнула с футболки только ей заметную пылинку – и они, довольные, пошли занимать места.

Пиво пили с самого утра. Могучего телосложения кавказцы в расстегнутых рубашках жарили огромные куски шашлыка. Популярностью также пользовались упаковки семечек "Голенькие" – в смысле, уже очищенных. Но и просто семечки шли отлично. Юноша в майке "I love Nalchik" покупал сразу восемь слабоалкогольных коктейлей с энергетиком. Наверное, на всю компанию. Жарило солнце, играла песня из мультфильма "Утиные истории", ее сменяла песня "Хуторянка" в исполнении Софии Ротару. Все было готово к началу.

Слово взяли ди-джеи местного "Авторадио". Они рассказали, что всего к гонкам допущено 33 трактора; 34-й перед стартом забраковали представители Ростехнадзора. Чтобы как-то утешить гонщика с невероятной для сложившейся ситуации фамилией Сельхозов, ди-джеи поставили ему песню, которую сам механизатор и заказал.

Зазвучал баян, распознающее музыку приложение для айфона Shazam зависло при попытке определить, что это. "Далеко от больших городов / Там, где нет дорогих бутиков / Там другие люди живут / О которых совсем не поют", – пелось в ней. И припев: "Выпил С2Н5ОН / Сел на "Ниву" или "Ростсельмаш" / На "ДТ", "Дон-500", "Т-150" / Покормил перед этим поросят / И пошел зябь пахать, молотить ячмень/ Будет долгим-долгим-долгим твой рабочий день". И только сильно позже вспомнилось, что эту песню "Комбайнеры" волгоградца Игоря Растеряева несколько лет назад слушали многие москвичи, в том числе модные музыкальные критики. "Какая сатира!" – говорили они. Нет, звучавшая в тот день перед началом тракторных гонок в Ростове песня здесь воспринималась как сатира в последнюю очередь. Она про людей и про жизнь была.

Гонщики собрались на торжественное построение. "Не для победы в соревнованиях вы здесь. Вы здесь для того, чтоб все знали: есть такая профессия – механизатор, и это великий труд", – напутствовал их заместитель губернатора Ростовской области Вячеслав Василенко. "Горожане! – обратился к трибунам Суховенко, которого от солнца защищала изящная ковбойская шляпа. – Здесь, перед вами, стоят люди, которые нас кормят. Их труд незаметен, мы не думаем о них и часто не знаем, что они вообще есть. Мы хотим показать их вам и прославить!"

Сосредоточенные механизаторы пошли к своим тракторам. К одному из них подбежали женщина и мальчик лет пяти. "Юрка, мы с тобой, мы рядом!" – сказала женщина. На футболке у нее было написано: "Я баба сильная – и мусор вынесу, и мозг, если надо". Гонщик второпях обнял семейство и поспешил к остальным.

Первые три этапа были квалификационными, а потому публика не очень заводилась. Участники гонки парами ездили на лучшее время. Взрыв эмоций случился, когда один из тракторов перевернулся на крутом повороте. Ну, и с огромным удовольствием все смотрели, как на полной скорости тракторы заезжают в искусственную яму с водой глубиной около метра. Это действительно было захватывающе. Новичок и единственная женщина-гонщица Стебихова ездила хоть и не быстро, но аккуратно. Нормально для дебютанта, но без претензий на победу. Опытный механизатор Шишкин был прав: "стринги" на ее тракторе не пережили и одного заезда.

Любимцы определились быстро. В первую очередь, конечно, Анатолий Бобровский, который побеждал на этих гонках уже раз пять, и расположение ростовчан завоевал давно. Аплодировали еще одному местному механизатору – Роману Струку, он ездил на тракторе с полностью затонированными стеклами. Ну и, конечно, все полюбили трактор, прозванный ведущими "светодиоидным монстром". А что – ксеноновые фары, модный тюнинг, гонит на полную и без правил: разве такое можно не полюбить.

В один из заездов на старт вышли представитель Крыма Игорь Гайнулин и житель Московской области Вячеслав Миронов. "Какое интересное противостояние: Подмосковье против Крыма! – оживились ведущие. – Посмотрим, кто победит: москаль или наш крымчанин!"

А вот в полуфинальных заездах все изменилось: ушла расслабленность, появился настоящий азарт. Возникшую напряженность почувствовали все – от фотографов, снимавших очередной прыгающий в яму с водой трактор, до людей, бросивших в кафе свои шашлыки и семечки с пивом и пошедших искать места, с которых хоть немного видно гонку.

Бобровский всякий раз стартовал так резко, что его трактор еще метров 50 подпрыгивал над гоночной трассой. Украинец Роман Янусь перевернулся, разбил лобовое стекло, но все равно продолжил гонку. И всякий раз, когда трактор входил в яму с водой, его кабину заливало, он еле успевал вытирать локтем эту грязную воду с лица. Янусь в итоге проиграл, но получил приз "За волю к победе". Трибуны кричали всякий раз, когда трактор очередного участника не вписывался в поворот, тормозил, и соперник, отстававший до этого метров на 20, вдруг оказывался впереди. Судьи потом скажут, что максимальная скорость, набранная трактором в ходе гонки, составила 75 километров в час.

В финал, состоявший из четырех заездов, вышли Бобровский и Роман Струк на своем тонированном тракторе. Первый заезд выиграл Струк, остальные три – Бобровский, причем за явным преимуществом. В четвертом заезде Струк гнал как последний раз в жизни, идеально вписался во все повороты, но и этого оказалось мало. К Бобровскому бросилась восторженная публика. Струка обнимали те, кто болел за него. И он, как, впрочем, и все остальные механизаторы, выглядел несколько ошалевшим от такого громкого проявления народной любви.

Победителей наградили телевизорами, пылесосами, бензопилами, спутниковыми тарелками, планшетами и даже скутерами. Вошедшие в призовую тройку были награждены еще и тракторами. Таким образом, победивший в шестой раз из 11-ти Бобровский повезет на "Кировский конный завод", где он работает, уже шестой новенький трактор.

"Не соревнования ради соревнований, главное, чтоб труд ваш ценили. Вы же хлеб людям делаете", – не уставал повторять свою главную мысль заместитель губернатора Василенко. Победителям на пьедестале раздали литровые бутылки шампанского – все как положено на серьезном мероприятии. Те сначала неуверенно, а потом изо всех сил растрясли их, и вскоре брызги вина смешались на голубых майках гонщиков с грязью и потом.

Читайте полную версию на сайте