Неблагонадежных арестантов в тюрьмах будут выявлять, читая письма
Сегодня, 5 июня, "Российская газета" опубликовала приказ Министерства юстиции РФ"Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы".
На фоне последних громких побегов из казенных домов документ звучит более чем актуально. Инструкция, утвержденная минюстом, предписывает проводить индивидуальную профилактику с заключенными, попавшими на карандаш гражданину начальнику.
Подобная работа ведется в данных учреждениях давно.
Во многом публикуемый сегодня приказ повторяет действующую инструкцию. Но есть и существенные перемены: изменен список категорий арестантов, кого надо брать на профилактический учет. Предыдущая инструкция предусматривала, что под особый пригляд надо брать в том числе "воров в законе", кроме них - арестантов, имеющих психические отклонения, "связанные с возможностью причинения существенного вреда своему здоровью и проявлением агрессии к окружающим".
Предписывал приказ ставить на профилактический учет и лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. Теперь эти категории из списка вычеркнуты. Зато там появились новые "кандидаты".
Инструкция предписывает брать под профилактический пригляд арестантов, изучающих, пропагандирующих, исповедующих либо распространяющих экстремистскую идеологию. Проще говоря - экстремистов. Еще один новый пункт профилактики: лица, склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка. Иными словами, хронические бунтари. Хотя, по большому счету, под этот пункт, наверное, можно будет подвести любого арестанта, если обеспечить ему пристальное внимание начальства. Несколько взысканий по самому разному поводу, например, не так заправил кровать или попил чай в неположенное время, и по бумагам может получиться заядлый нарушитель.
Правда, надо заметить, что по форме новый список вполне исчерпывающий, из него исчез такой излюбленный бюрократами пункт, как "иные категории"... Отныне иных нет, а инструкция четко прописывает основания, по которым надо брать человека на работу.
Беспокоиться по поводу исчезновения из списка "воров в законе", наверное, не стоит. Они вполне могут вписаться в другой пункт, с более общей формулировкой: "лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных".
Потребовать взять арестанта на профилактику может любой сотрудник казенного дома, соприкасающийся по службе с заключенными. Что-то показалось подозрительным - написал рапорт, и дело завертелось. Но окончательное решение, кого записывать в ненадежные, кого нет, будет принимать специальная комиссия. Планируется системно внедрить именно индивидуальный подход к человеку за решеткой.
За потенциальными нарушителями порядка, в том числе криминальными авторитетами, закрепят специального воспитателя из тюремного персонала. Выявлять кандидатов на профилактику должны практически все службы казенного дома, но особенная роль в этом деле отводится психологам и оперативникам. А узнавать, от кого можно ждать неприятностей, будут в том числе из цензуры писем арестантов.