Анатолий Вассерман: «Я уже лет семь загораю на нудистском пляже»

Самый известный интеллектуал страны рассказал "КП", где проведет отпуск, на что тратит деньги и почему остается холостяком

С ним совершенно невозможно ходить по улицам. В воскресный полдень на центральной улице Уфы каждый прохожий норовит поздороваться с Анатолием. Люди улыбались, жали руки и просили сфотографироваться.  В башкирскую столицу Вассерман приехал по приглашению Фонда поддержки развития науки РБ и ассоциации игровых технологий "Интеллум" и провел сразу несколько игр.

 - Анатолий вы ведь уже бывали в Уфе, и наверняка знаете, что отсюда  родом Шевчук и Земфира?

- К сожалению, я очень мало знаком с  нынешней эстрадой, я интересуюсь разве что чисто бардовской песней. В общем, у Шевчука, и у Рамазановой слышал с десяток самых популярных песен. Мне эти песни действительно понравились, но специально за их творчеством я не слежу.

- А гражданская позиция Шевчука вам импонирует?

- Шевчук находится на грани шоу и бардовской песни. В конце концов, артист имеет право на собственную гражданскую позицию не меньше, чем любой другой человек. Другое дело, что я с позицией Шевчука в основном не согласен. Да, действительно, власть у нас, мягко говоря, далеко не лучшая из теоретически возможных, но она лучшая из практически возможных в данный момент. То есть если бы сбылись мечты нашего сахарного болота, то могли бы прийти только люди, американутые на всю голову.

В кафейном клубе "Ямайка", куда мы зашли пообедать, Анатолий, наконец-то, снял свою знаменитую жилетку и повесил ее на стул. Но на груди у него остался болтаться внушительных размеров планшетник.

В полдень на улице Ленина Анатолия узнавали все без исключения прохожие
Фото: Мила КИЯН

 

"САМОЕ ОПАСНОЕ ОРУЖИЕ – У ЧЕЛОВЕКА МЕЖДУ УШАМИ"

- Вы можете рассказать, что у вас во всех этих карманах?

- Все рассказывать, конечно, не буду. Карманов у меня много, и все не перечислить. Могу только сказать, что на самом деле сейчас у меня, в общем, в этих карманах появилось довольно много лишнего. Потому что я увлекся коллекционированием инструментов довольно разного назначения, в результате многие предметы у меня дублируются. Вот, например, вот это недавно купленное приспособление – все инструменты, имеющиеся тут, у меня есть в составе других предметов, но этот инструмент так мне понравился, что я не удержался и купил его. Так вот сейчас у меня таких дубликатов довольно много.

- А вы ведь еще и оружие коллекционируете. С собой ничего не прихватили?

- Оружия как такового у меня нет, я коллекционирую макеты в натуральную величину.  Кстати, все инструменты, которые я с собой вожу, официально классифицируются как инструменты, а не как оружие, к некоторым даже приложены справки. Что касается оружия, еще в седьмом классе меня научили, как зарезать человека сигаретным фильтром, так что правильно сказал Роберт Хайнлайн: "Самое опасное оружие – то, которое у человека между ушами. Конечно, при условии, что оно заряжено".

-  А в костюме вы появляетесь когда-нибудь? Или не любите официальную одежду?

- Да я ее даже не покупаю. Последний раз надевал костюм года три назад – на фестивале "Большая разница". Причем костюм был из костюмерной оперного театра, где проходил фестиваль. А если не считать этой роли, то по жизни последний раз надевал костюм где-то лет 17 назад.

Официанты не упустили случая сфотографироваться со звездным клиентом
Фото: Мила КИЯН

 

СПИТ КАК НАПОЛЕОН

 - Похоже, вы постоянно в разъездах, работаете на износ.

 - Работы у меня очень много, приходится жертвовать сном, чтобы успеть.  Высыпаюсь только в поездах. Кстати, самолетом не летаю потому что придется выложить все из карманов, а это, простите, восемь килограммов.

Встаю чаще всего в половине девятого. К первому выпуску новостей на одном телеканале, потому что в составе выпуска есть удачный обзор сегодняшней прессы. Ну а ложусь, если очень повезет, только  часам к трем, а чаще всего  - часам к пяти.

- То есть вы как Наполеон спите? Часа четыре?

- Я не знаю, доставляло ли это удовольствие Наполеону – спать так мало, но меня это очень напрягает.

 - В чтобы не уснуть, кофе пьете?

- Чаще всего, спать не хочется. На аварийные случаи, когда обязательно надо доделать работу, в холодильнике стоит несколько жестянок с разнообразными тонизирующими пойлами.

- Но это же вредно!

- Вредно. А вообще, жить вредно – от этого всегда умирают.

- А алкоголь в вашей жизни присутствует?

- Присутствует, но понемногу. Дело в том, что с таким расписанием у меня очень редко возникает возможность выпить.

- В гостях какой алкоголь предпочитаете?

- Сухое вино и темное пиво. Чаще красное вино, хотя могу, конечно, выпить, как говорится, все, что горит, но далеко не все мне нравится.

Вассерман с одним из организаторов уфимских турниров интеллектуальных игр Тимуром Сайфуллиным
Фото: Мила КИЯН

 

"ЗАПРЕТ КУРЕНИЯ - ГЛУПОСТЬ"

 - Вы ведь не курите? Как вам новый закон об ограничении курения?

- Я бросил курить в 1990 году. Начал, кстати, в 1969-м. Это глупость, причем дичайшая. Что же касается запрета на курение в общественных местах, скажем,  запрета на курение в офисах, я не помню, кто на днях сказал, но я с этим высказыванием согласен. Представьте себе шикарное офисное здание, перед ним стоит толпа в корпоративном дресс-коде, то есть в таких серьезных и достаточно дорогих костюмах  - и курит. Что подумает какой-нибудь школьник, проходящий мимо? Что надо курить, чтобы в таком серьезном месте работать. То есть закон, как, к сожалению, добрая половина законов, которые принимаются у нас, окажет действие, прямо противоположное тому, которое декларировано его создателями.

 - А  отпуск в этом году вам светит?

- В какой-то мере отпуск будет. Примерно месяц проведу в Одессе с родителями. Ну, а там видно будет. За этот месяц успею позагорать. Последние лет шесть-семь я в Одессе хожу на нудистский  пляж.

- Серьезно? А почему?

- В основном потому, что там можно не особо комплексовать по поводу своей внешности. Понимаете, там большая часть – завсегдатаи, поэтому все уже давным-давно знакомы.

Во время прогулки по Уфе завернул к газетному киоску
Фото: Мила КИЯН

 

"ДЕНЬГИ УТЕКАЮТ МЕЖ ПАЛЬЦЕВ"

- Родители смотрят вас по телевизору?

- Смотрят, конечно. Гордятся. Вообще, образование я выбрал из-за отца. Но еще в институте я убедился, что программирование мне нравится больше теплофизики, и стал программистом сразу после института. Между прочим, первую программу не в учебных целях, а для решения реальной задачи, написал еще на третьем курсе. По просьбе преподавателя военно-морской кафедры, написал программу "Расчет поведения ядерного реактора в йодной яме". Так что когда взорвалась чернобыльская станция, я буквально по первым сообщениям понял, что именно там произошло. Где-то лет через десять написал статью на эту тему – "Чернобыля больше не будет".

- Вы так много работаете, наверняка вы довольно состоятельный человек. На что вы тратите деньги?

- Не то чтобы состоятельный. Скажем так, денег хватает, но когда появляются новые потребности, неизменно находятся и новые возможности заработать. Ну а на что трачу… Большую часть на книги, на поездки, в основном, на турниры по интеллектуальным играм. Иногда бывает даже так, что оплачиваю поездку всей команды. Лет примерно 15 назад, когда у меня с деньгами было туго, оплачивал поездки другой член нашей команды. А большая часть денег растекается промеж пальцев. Что касается коллекции инструментов, то есть среди них и дорогие. Универсальный набор обошелся примерно в 11 тысяч рублей. Вот, например, пила по дереву.

- Пригождается?

- Конкретно эта нет. Но пару раз пригождалась аналогичная.

- А место позволяет хранить все это?

- С трудом, но позволяет.

 

"ЖЕНЩИНЫ ЕСТЬ, НО ИМ ЭТО НЕ ПОМОЖЕТ"

- А ваша мама не пилит вас за то, что вы старый холостяк?

- Естественно.

- А были увлечения?

- Увлечения были, когда я еще не был известным. Но все благополучно кончилось ничем.

- Но ведь есть женщины и сейчас?

- Наверное, есть, но им это не поможет.

 - Неужели вы никогда не женитесь?

- Нет. Не говоря уже ни о чем прочем, я давно оброс толстым слоем привычек, совершенно непригодных в семейной жизни.

- А как же вы обходитесь в быту? Стирать там, готовить…

- Ну что стирать? Кинул майку в ведро с раствором моющего средства на сутки – осталось вынуть и прополоскать. Если стирать вещи немедленно, а не накапливать целую гору, то это несложно. 

- А готовить?

- Готовлю я очень плохо. Но, во-первых, есть общепит, более того, у меня с детства испорченный вкус, я больше люблю общепит, чем домашнюю кухню. Во-вторых, есть разнообразные концентраты и смеси, которые достаточно просто разогреть. Скажем, я чаще всего покупаю готовые мясо-овощные смеси, которые надо только разогреть в микроволновке.

- А вот я обратила внимание, вы мясоед? Между мясом и рыбой выберете мясо?

- Да. Рыбу я не люблю, потому что в детском саду был редкостно криворукий повар. В результате до сих пор я не люблю то, что хоть отдаленно напоминает его изделия. По счастью, у него был очень небольшой репертуар, поэтому блюд, которые я не люблю, немного: рыба, борщ и разваренный горох.

"БОРОДА БУДЕТ ВСЕГДА"

- А как вы ухаживаете за вашей знаменитой бородой?

- Бороду мне подстригают по мере надобности гримеры телекомпаний, с которыми я работаю.

- У вас не было желания сменить облик?

- Я вообще никогда не заботился о своем имидже – что само получилось, то и получилось. В частности, бороду я запустил просто потому, что мне надоело бриться. Последний раз я брился 25 ноября 1982 года – дату запомнил, поскольку это был мамин день рождения. 9 декабря мне исполнилось 60.

- То есть теперь борода будет всегда?

- Наверное, будет. Потому что бриться – это весьма нудное дело. Есть такая мрачная мужская поговорка: лучше раз в пять лет рожать, чем каждый день бриться.

- А вы довольны своей жизнью?

- В общем, доволен. Желания что-то резко изменить уже давно не возникает. Думаю, что, если бы мне предложили прожить жизнь заново, я бы ее прожил примерно так же.

Читайте полную версию на сайте