Эксперты: какая у нас экономика - такие и гастарбайтеры
Сказать, что россиян раздражают мигранты, значит ничего не сказать. Это раздражение в некоторых городах России доходит до открытых столкновений. Потому что никакие меры, принимаемые государством с целью управлять миграционным потоком из стран ближнего зарубежья, до сих пор серьезных результатов не дали. Ужесточается ответственность за незаконный въезд в страну, российских бизнесменов заставляют оформлять своих гастарбайтеров по-белому да еще и медстраховки им оплачивать, чтобы не было соблазна брать на работу нелегалов. Однако, подмазав где надо, нелегалы с легкостью проскальзывают внутрь России.
Понятно, что не все приезжие из бывших братских республик в России крадут, убивают, насилуют, торгуют наркотой... Большая часть этих людей приехали сюда не от хорошей жизни, да и в России хорошей жизни не нашли: живут в жутких условиях и за гроши берутся за самую черную работу. Однако даже самые безобидные и законопослушные из них могут быть опасны иногда даже потому, что на родине им не сделали элементарных прививок от гепатита или полиомиелита.
Странам, из которых текут в нашу сторону эти людские потоки, перекрывать их невыгодно. Ведь заработанные в России деньги они отправляют на родину. Без этих денег экономики соседских стран существовать уже не могут. По данным Всемирного банка, одни только граждане Таджикистана в прошлом году отправили домой 1 миллиард 760 тысяч долларов, заработанных в России. Это 47% ВВП этой страны. Причем Всемирный банк подсчитывает только официальные денежные переводы частных лиц. Неофициальные цифры, по данным экспертов, превышают официальные в несколько раз.
У тех, кто считает миграцию суровой экономической неизбежностью, аргумент один: "А кто работать будет?" Якобы экономика России без почти дармовой приезжей рабсилы загнется быстрее, чем экономика наших соседей - без денег, которые эта рабсила отсылает домой на содержание своих семей.
Понятно одно: чтобы искоренить проблему, нужно сначала узнать, а где вообще ее корень. За этим знанием мы отправились в Институт стран СНГ, где лучше других осведомлены, как в стране обстоят дела с миграцией и что нужно сделать, чтобы ее ограничить.
|
Александра ДОКУЧАЕВА, завотделом диаспоры и миграции Института стран СНГ:
"Приезжие дешевы и бесправны, поэтому выгодны"
- Александра Викторовна, одни говорят, что мы без гастарбайтеров пропадем, потому что, кроме них, работать некому. Другие заявляют, что они отнимают работу у россиян. Кто прав?
- В действительности 25 процентов рынка труда в России находится в так называемой конкурентной зоне между россиянами и приезжими. То есть на каждом четвертом рабочем месте может оказаться и наш, и не наш гражданин. В зависимости от того, кого выберет работодатель.
- А почему тогда так часто выбирают "не наших"?
- По двум причинам: первая общеизвестна - это коррупция. Велик соблазн по бумагам провести дворника Ивана Ивановича с зарплатой 15 тысяч, а на деле нанять приезжего тысяч за пять. И разницу в 10 тысяч положить в карман. Вторая причина - гастарбайтеры дешевы и бесправны, поэтому экономически выгодны. За счет них можно производить более дешевый, а значит, более конкурентоспособный продукт.
- А как заставить наших работодателей отказаться хотя бы от нелегалов?
- Наказывать их. Причем главным должна стать не столько строгость, сколько неотвратимость наказания. Сейчас же любой работодатель знает, что в случае чего откупится.
- Ну а заградительные меры эффективны? Вводить загранпаспорта для въезжающих, например?
- Если мы решим вводить для них загранпаспорта, то надо вводить и визы. Ну потратят они еще 20 долларов на изготовление такого паспорта, въедут по нему в страну, а потом растворятся в нашем пространстве. Была даже идея дактилоскопировать всех граждан единого Таможенного союза и потратить на это 10 миллиардов. Где гарантии, что эти деньги не будут потрачены впустую?
- Может, тогда вообще не пускать, закрыться от приезжих в принципе?
- Проблема в том, что и это не выход. Если мы хотим быть центром притяжения в регионе, у нас должен быть единый рынок труда. В рамках Таможенного союза. А от остальных отгораживаемся визами. Хотите работать у нас - вступайте в союз. Тем более что сейчас Таможенный союз больше выгоден как раз не России, а вступившим в него странам.
- Почему?
- А потому что Единое экономическое пространство выгодно стране, у которой развит реальный сектор экономики. Чтобы торговать на нем своими товарами. Нам 20 лет не хватило, чтобы стать такой страной. Мы до сих пор торгуем в основном сырьем. Очевидно, что конкурировать на международном рынке мы не можем, а вот на пространстве союза вполне бы могли. Вот Беларусь уже успешно использует наш рынок - россияне охотно покупают белорусский текстиль, обувь, мясные и молочные продукты.
|
Аза МИГРАНЯН, завотделом экономики Института стран СНГ:
"У нас проще нанять 10 таджиков, чем копать экскаватором"
- По данным Всемирного банка, в 2012 году гастарбайтеры вывезли из России 11,44 миллиарда долларов. А цифры нашего Центробанка намного скромнее - всего 48,588 миллиона долларов. Кому верить?
- И у тех и у других цифры корректные, разнятся только методики вычисления и базы их учета. Центробанк показывает в своих отчетах, какие суммы были переведены за границу России физическими лицами официальным путем - через банки и системы перевода. А Всемирный банк учитывает еще и поступления в страны назначения. Так можно получить представление и о том, сколько денег вывозится из стран-доноров в обход банковской системы.
- Но эти цифры отличаются на порядок!
- Да, потому что легальный поток, помимо денежных переводов, включает в себя и другие формы перемещения капитала. К тому же есть и никем не учтенные и никак не зарегистрированные системы переводов. Например, система неофициальных денежных переводов - Хавала. Она возникла давно и используется по всему миру в основном выходцами из Африки, Азии и со Среднего Востока, которые работают на Западе. В этой не подконтрольной никакому государству системе крутятся огромные суммы.
- Получается, что с большей части денег, которые здесь зарабатывают приезжие, Россия не получает даже тех несчастных 2% платы за перевод?
- Это не самая большая беда. Дело в том, что все нелегальные финансовые системы легко могут вовлекаться в криминальный оборот. Их можно использовать для отмывания черного нала - доходов от проституции, торговли краденым и т. д. Очень часто эти деньги используются для отмывания наркокапиталов, прибыли от продажи оружия и т. п. Наличие таких систем может стать одним из источников финансирования терроризма. Кстати, процент за перевод там всегда меньше или его совсем нет. Эти деньги идут по назначению, на них живут семьи мигрантов, правда, их используют на благие цели, например развитие бизнеса. Но у государства нет никаких способов контролировать нелегальные финансовые системы. Поэтому они всегда могут стать угрозой финансовой, экономической, а если их масштабы велики, то и национальной безопасности страны.
- Получается, что из России уходят паровозы денег?
- Ну если Центробанк в 34 миллиона долларов оценивает разницу между суммами, которые официально вывозятся из страны, и суммами, которые ввозятся в страну нашими гражданами, зарабатывающими за границей, то представьте, какова эта цифра на самом деле. Денег, "выезжающих" из страны, раза в три-четыре больше, чем "въезжающих" в страну.
- Я правильно поняла, что 34 миллиона долларов - это только официальная сумма, которую мы ежегодно теряем? А реальная в разы больше.
- Да, эта сумма отрицательного сальдо по переводам физических лиц, и она ежегодно увеличивается.
|
МОДЕРНИЗАЦИЯ НА УРОВНЕ ЛОПАТЫ
- Тогда зачем нам все эти приезжие? Пусть эти миллионы станут зарплатами россиян, налогами государства. Почему мы не можем вообще закрыть свой рынок от мигрантов?
- Если бы это было так просто и так выгодно, во всем мире не осталось бы ни одного иностранного гастарбайтера...
- А в чем причина?
- В мировой экономике есть тенденция заменять своих высококвалифицированных работников на низкоквалифицированных приезжих - она общая для всех экономически развитых стран. Так делают и Франция, и Германия, и США. В некоторых непроизводственных отраслях дешевле и выгоднее нанимать низкоквалифицированных рабочих, чем покупать высокотехнологичное оборудование.
- Но мы по уровню развития экономики от Запада сильно отстаем. И вообще все в стране стонут, что Россия ничего не производит, паразитируя на нефтяной трубе, а гастарбайтеров в стране столько, словно она переживает невероятных масштабов экономический бум.
- Любая экономика - и наша, и западная - стремится создать конкурентный продукт, а значит, необходимо снижать его стоимость. Гастарбайтеры для этого идеальны - их труд стоит копейки. Но на Западе промышленное производство высокотехнологичное. Поэтому западный бизнесмен, когда хочет снизить издержки производства, заменяет старые машины, которые обслуживают опытные высокооплачиваемые работники, новой роботизированной системой с одной кнопкой. Он вложился в ее покупку, но эта система производит в 5 раз больше продукции, и обслуживать ее может один гастарбайтер, который за копеечную зарплату нажимает время от времени на эту кнопку. Через некоторое время такая модернизация окупится, а потом начнет давать прибыль.
- Что-то не видела я у нас в России гастарбайтеров, которые нажимали бы на высокотехнологичные кнопки. Они все больше с метлами и лопатами...
- Правильно, потому что у нас производство отстает по уровню технологичности, никто в его модернизацию не вкладывается, это невыгодно. Ведь тогда придется менять не один станок, а всю систему. У нас на той же стройке выгоднее нанять 10 таджиков с лопатами, чем копать экскаватором. Поэтому в России использование труда мигрантов загоняет уровень технологического развития производства в каменный век.
- А почему на ту же стройку невыгодно купить какую-нибудь высокотехнологичную машину? Например, такую, которая забивает сваи?
- Допустим, вы такую машину и купили. И недешево. А потом выяснили, что дорогая машина не работает с дешевыми сваями. И цемент нужен более высокого качества... Так вы построили дом - очень хороший, но дорогой. А на соседней стройплощадке ваш конкурент строил по старинке: наняв толпу мигрантов, купив дешевые и не очень качественные материалы. Его дом хуже, но он значительно дешевле. А это значит, вы проиграли ему конкуренцию!
- И как с этим бороться?
- При помощи государственного регулирования. Во-первых, государство должно иметь жесткую систему стандартов качества продукции, ее безопасности, которая имела бы силу закона. В еще большей степени нужен механизм, чтобы этот закон действительно работал. Нужны органы, надзирающие за его исполнением. Во-вторых, модернизация производства должна быть выгодна бизнесу. Переоборудовал производство - получи налоговые каникулы или субсидию.
- И это будет эффективно?
- Разумеется. Представьте, что вы купили свою машину для забивания свай на государственную субсидию, а у вашего соседа-конкурента комиссия не приняла дом, потому что он не соответствует госстандартам качества. Вот вы и выиграли в конкурентной борьбе. Но для такого порядка вещей надо менять и методы работы, и психологию как государственной машины, так и самих бизнесменов.
К тому же возможность нанять иностранного работника должна квотироваться по отраслям. В производстве их должно быть больше, чем в сфере услуг, в сельскохозяйственных районах больше, чем в мегаполисах. Тогда возникнет спрос на квалифицированных гастарбайтеров.
Проблему мигрантов нельзя отрегулировать никакими силовыми мерами. И усиление этих мер не приведет ни к чему. Пока бизнесу выгодны мигранты, они будут сюда приезжать. А если влиять на рынок мигрантов через бизнес, то он сам себя отрегулирует. Иностранные рабочие нам нужны. Но они должны быть совсем другого качества и не в таком количестве.
- А без них никак нельзя? Своими силами не справимся?
- Нет, к сожалению. Мы скоро попадем в демографическую яму - дефицит россиян, которых не нарожали в 90-е годы, нам могут компенсировать только мигранты.
- Вы же сказали, что нам нужны только грамотные и обученные.
- Нам и надо обучать их на месте, а в Россию везти уже готовыми специалистами по распределению. Уже сейчас некоторые наши вузы именно с этой целью создают филиалы в странах СНГ. Необходимо усилить работу МИДа в странах - поставщиках трудовых ресурсов, создать специальные центры подготовки и рекрутинговые агентства, которые бы заключали контракты с мигрантами по специальным заказам предприятий. Тогда и уровень мигрантов может отвечать требованиям российского общества.