КМ.РУ: Неонацистские вечеринки — не нацизм? Тогда пистолет с глушителем — не оружие
В минувшую субботу, 25 мая, в эстонском городе Тарту состоялась вечеринка неонацистов. В ней поучаствовали скинхеды из Таллина, Тарту и некоторых городов Финляндии. В баре Krooks, где собрались поклонники ультраправой идеологии, звучали нацистские песни, а над сценой реял флаг со свастикой. Разумеется, мероприятие не прошло незамеченным — свое возмущение происходящим высказало посольство России в Эстонии. При этом эстонские власти ничего предрассудительного в посиделках неонацистов не увидели.
Поначалу нацистскую встречу пытались запретить. По информации DELFI, вечеринка должна была пройти в подвале одного из рок-клубов Тарту, но в дело вмешалась полиция. Позже эстонские и финские "бритоголовые" решили собраться в мотоклубе Põletajad, однако и там ничего не вышло. В итоге точкой сбора был выбран бар Krooks.
Неожиданно активно на субботние события отреагировало интернет-сообщество. Многие эстонцы, в основном — жители Тарту, увидев в соцсетях фотографии с нацистской вечеринки, заявили, что очень разочарованы таким поведением хозяев бара и не желают больше приходить в это заведение.
Совсем другую точку зрения демонстрирует полиция безопасности Эстонии (Kaitsepolitseiamet или КаПо), одной из задач которой является охрана конституционного порядка, а также борьба с терроризмом и экстремизмом. В ведомстве уверены, что прошедшую встречу нельзя считать разжиганием межнациональной розни. "В данном случае говорить о преступлении нет никакого смысла", — заявил пресс-секретарь КаПо Харрис Пуусепп. Из слов представителя организации следует, что откровенно нацистские действия с использованием нацистской же символики теперь не относятся к экстремизму. Иными словами, если на пистолет навернуть глушитель — он перестанет быть оружием.
"По сравнению с другими странами мира поддержка ультраправого движения в нашей стране ограничивается сотней лиц на всю Эстонию — такие идеи явно маргинальны и не характерны для нашего общества. Радикальные движения являются одной из угроз безопасности, с которыми должны бороться демократические общества. Даже если конкретное проявление радикализма не приводит к насилию или другим правонарушениям, оно все равно вредит интересам государственной безопасности — к примеру, некоторые страны могут сделать недоброжелательные обобщения", — рассказал Пуусепп.
Реакция российских дипломатов на бездействие эстонских властей оказалась вполне недвусмысленной. На сайте посольства тартуская акция сравнивается с ежегодными встречами эсэсовцев, проводимыми в Эстонии.
"Хочется спросить, а вы что, похвал ждете, господа, фактически оправдывая подобные пронацистские акции. "Обобщений", полагаем, можно было бы не делать, если бы практика глорификации нацистов не стала бы фактором политической и общественной жизни Эстонии", — говорится в сообщении. "Чего стоят хотя бы ежегодные сходки ветеранов 20-й дивизии "Ваффен СС" и их поклонников, обращенные к престарелым нацистам заявления официальных лиц ЭР о том, что те, мол, "спасли честь эстонской нации", и даже вручение им государственных наград", —добавили представители посольства.
Невозможно точно сказать, когда в прибалтийских странах произошла полная подмена понятий, и германские интервенты вдруг стали называться "освободителями". Однако такая тенденция существует и зачастую подается, как норма. Например, в Латвии несколько раз поднимался вопрос о сносе монумента советским воинам-освободителям в Риге. Призывы избавиться от памятника начались около двадцати лет назад, когда во время "парада суверенитетов" республики начали откалываться от Страны Советов, как края от талой льдины. С тех пор монумент в честь людей, освободивших мирное население от нацистов, несколько раз облили краской, а в 1997 году даже пытались взорвать.
Кроме того, латышская националистическая партия "Все для Латвии" предложила в конце апреля некий законопроект, объявляющий 9 мая днем траура. Взамен предлагалось праздновать 16 марта – дату основания латвийских легионов СС. При этом, представители нацблока называли праздник избавления от германских солдат, которые, к слову, истребили больше 313 тысяч латышей, "напоминанием о восстановлении оккупации".
Схожая ситуация сложилась и в другой бывшей стране соцлагеря — Польше. Правда "панове" относятся к памяти о Великой Отечественной Войне со стереотипным национальным гонором. Иными словами — никак. Речь идет о захоронении останков советских солдат, которое было произведено в 1953 году в городе Костшин-на-Одре. Как сообщалось в протоколе эксгумации праха с полей сражений, все 1096 тел были, как положено, перезахоронены, а братская могила ликвидирована. Однако спустя 60 лет выяснилось, что команда, занимавшаяся захоронением, попросту выдрала из земли около сотни фрагментов останков и закопала на новом месте, после чего составила рапорт о полностью выполненной работе.
Все эти случаи служат наглядным доказательством того, что небольшие государства ради заветного статуса независимости готовы с корнем вырвать из своей истории любые упоминания о покровительстве более сильного соседа. Как известно, свято место пусто не бывает, и героями для жителей балтийских республик становятся те, кто не так давно даже не считал латышей, эстонцев, литовцев и поляков полноценными людьми.
Читать полностью: https://www.km.ru/world/2013/05/31/istoriya-velikoi-otechestvennoi-voiny/712051-neonatsistskie-vecherinki-ne-natsizm-t