Амнистия для предпринимателей: компенсируй ущерб и иди на волю с чистой совестью
ОТПУСТЯТ ДАЛЕКО НЕ ВСЕХ
Сначала немного статистики. Как подсчитали в Верховном суде, с 2008 по 2012 год по экономическим статьям осудили 240 тысяч предпринимателей. Кто-то уже вышел на свободу, кто-то получил условный срок или отделался штрафом. Так или иначе, за решеткой из них сейчас находятся лишь 13,5 тысячи. Вот их и предложил освободить Борис Титов. Но президент Владимир Путин посчитал, что проект амнистии еще слишком сырой. И попросил уменьшить число освобождаемых: мол, на свободу могут выйти реальные преступники, фальшивомонетчики какие-нибудь или строители финансовых пирамид...
- Мы в ближайшее время соберем экспертный совет и определим список статей для амнистии, - заявил Борис Титов. - Пошерстим, уменьшим количество статей, по которым будем просить амнистию.
У экспертов есть целое лето, чтобы найти компромисс с силовиками. Если Госдума рассмотрит законопроект осенью, то вполне можно успеть к 12 декабря.
- По моему мнению, в отношении предпринимателей сам факт проведения амнистии важнее, чем ее масштабы, - говорит вице-президент "Деловой России" Андрей Назаров. - Конечно, если амнистия коснется нескольких десятков человек, то это несерьезно. Но мы предполагаем, что из 13,5 тысячи осужденных по экономическим статьям на свободу смогут выйти около половины.
В общем, конкретный список статей УК еще будет дорабатываться, но главные принципы уже ясны. Легальный бизнес, отсутствие потерпевших, компенсация ущерба, первая судимость.
ВОЗВРАЩАЙ ДОЛГ
Кстати, в нашей стране предпринимателей теперь сажают реже. В прошлом году вступили в силу поправки в Уголовный кодекс. Их суть такова - возбуждать дела против бизнесменов можно лишь в том случае, если есть потерпевшие, которым нанесен денежный ущерб. Раньше такого не было - следователи могли самостоятельно возбуждать дела. Этим и пользовались. По данным бизнес-омбудсмена, до 97% дел так и открывались.
Как говорят эксперты, вполне логично, если на свободу выйдут те, кто был арестован до того, как эти поправки вступили в силу.
- Было очень много заказных дел, когда гражданско-правовые споры переводились в уголовные, - говорит Дина Крылова, президент межрегионального фонда "Деловая перспектива". - Безусловно, сейчас ситуация улучшилась. Но это не панацея. Если предпринимателя заказали, то могут и наркотики подбросить или статью об отмывании денег приписать. А затем в СИЗО у человека, как у заложника, получают отказ от бизнеса.
Эксперты уповают на то, что нет смысла держать предпринимателя за решеткой. Даже если он нанес кому-то ущерб, то пусть платит по счетам втридорога. От этого пользы будет больше.
- Толку от того, что они сидят в тюрьме, мало, - говорит Дина Крылова. - Пусть выходят на свободу, компенсируют ущерб. А то не зря ведь сейчас шутки ходят: зачем брать ипотеку на 25 лет, когда можно столько же украсть и отсидеть всего 7?
И, наконец, еще один важный принцип, по которому, как считают эксперты, можно освобождать предпринимателей, - первая судимость. Рецидивисты под амнистию попасть точно не должны.
ЧИНОВНИКИ ЗАТЕСАЛИСЬ
Кстати, уже прошедшая гуманизация законов оказалась выгодна и чиновникам. Так, например, госпожа Васильева из "Оборонсервиса" находится не в СИЗО, а под домашним арестом в своей шикарной квартире на Остоженке. Многие даже опасаются, что проворовавшихся госслужащих и отпустят в первую очередь.
"Это будет очень своеобразная амнистия: выйдут те, кто случайно или нарочно затесался в предприниматели из чиновников и силовиков, - пишет в своем блоге правозащитник Ольга Романова. - А настоящие предприниматели останутся сидеть".
- Государство создало льготные условия для воров-чиновников, - сетует завкафедрой основ уголовного права МГУ Владимир Комиссаров.
Он считает, что из мошеннических статей нужно убрать преступления, совершенные с использованием бюджетных средств. Амнистировать проворовавшихся чиновников нельзя ни в коем случае.
БОЯТСЯ ВЕСТИ БИЗНЕС
По последним данным, всего 2% молодых людей в России сейчас хотят иметь свое дело. Гораздо выгоднее найти уютное место в крупной корпорации. Там и зарплаты высокие, и рисков меньше.
- У нас сейчас предприниматели просто боятся вести бизнес, - говорит Дина Крылова. - Все видят, что происходит. Такое количество дел возбуждается. Даже если они не доходят до суда, то бизнесмен тут же становится опасным заемщиком, рвутся партнерские связи. Нам очень важно изменить этот тренд. Ведь у предпринимателя есть и чисто бизнес-риски. Он рискует прогадать. Причем собственными деньгами и имуществом. А тут еще приходится бороться с алчными чиновниками и силовиками, которые хотят нажиться на его бизнесе или вымогать взятки. Все это приводит к тому, что у людей руки опускаются.
В общем, развилка крайне неприятная. Неправильно рассчитаешь риски или недооценишь конкурентов - обанкротишься. Станешь успешным - отберут чиновники, силовики или конкуренты с помощью тех же силовиков. Амнистия должна помочь переломить эту тенденцию. Иначе совсем скоро в России просто некому будет вести бизнес.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
- Амнистии нет в Германии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Эстонии и других странах. Там резонно считают, что лучше совершенствовать свой Уголовный кодекс и следить за честностью судей.
- В России и СССР амнистия периодически применялась. Особенно негативно она отразилась в 1953 году, когда из 2,5 млн. сидевших в лагерях на свободу вышел практически каждый второй. Более того, на волю тогда попали в основном воры, грабители и убийцы, а не политические заключенные.
- Если взять мировой опыт, то эффективность современных амнистий достаточно высока. Процент рецидива среди амнистированных не превышает 5%.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Мошенничеств стало больше на 10%
По мнению замглавы МВД Игоря Зубова, амнистия может быть применена лишь к малозначительным преступлениям или к определенной категории лиц - например, к больным или пожилым людям. Кроме того, ни в коем случае не должны выйти на свободу "квалифицированные мошенники, которые маскировали свои действия якобы легальными гражданскими сделками, получили вследствие этого небольшие сроки, а теперь кричат, что их незаконно преследуют".
- В 2012 году преступлений по статье "мошенничество" стало больше на 10%, а уровень преступности снизился, - заявил замначальника Следственного департамента МВД Сергей Манахов на "круглом столе" по проблемам предпринимательской деятельности. - Обвиняемые внаглую мешают следствию: один взял уже четвертый больничный, другие скрылись и ждут, когда истечет срок давности.
ПРОЧИТАНО НА ФОРУМЕ
"Отбор бизнеса - это целая индустрия в экономике страны"
Антивор:
Россия, к сожалению, занимает одно из первых мест по количеству осужденных и находящихся за решеткой граждан. Те, кто наворовал у народа, поверьте, и без амнистии обойдутся, так как не сядут никогда. А когда тебя "выворачивают наизнанку" лишь за то, что ты не сидел и не воровал в супермаркетах семечки или кастрюли, а пахал 24 часа в сутки и заработал, ну а потом отказался поделить заработанное. Вот тебе и экономическое преступление!
Анна:
Колонии и тюрьмы переполнены. Осужденные могли бы нести и условную ответственность. А у нас сажают всех.
Яя:
Вы считаете, что, например, по 159-й статье ("мошенничество"), сидят настоящие преступники?! Да их единицы, а в основном это нормальные бизнесмены, просто помешавшие когда-то и кому-то в бизнесе или кому-то надо было "дотянуться до звезды", поставив очередную галочку в раскрываемости преступлений.
Владимир:
Для того чтобы из гражданско-правовых взаимоотношений (несвоевременное возвращение долга между физлицами) сделать уголовное дело по статье 159, часть 4 (до 10 лет лишения свободы), стоит примерно $50 тысяч. А чтобы откупиться - столько же плюс $10 тысяч. Если не откупишься - следак сделает план, заработав всего лишь 50 штук. А если откупишься - вот незадача, план не выполнен, зато заработал 110 штук. Откуда я знаю? Да оттуда, откуда и вы все знаете, сколько стоит превысить скорость на 40 км/час - примерно 1000 рублей. Или вождение в нетрезвом виде (столица - 110 - 150 тысяч, со скидкой можно и за 80 тысяч). И это не коррупция и не беспредел. Это целая экономика или индустрия внутри экономики страны. Со своими сложившимися ценами, тарифами и скидками... А мы все подельники, потому что готовы отдать 1000 рублей за возможность проехаться с ветерком, сохранив права.
Мария:
И мы с годовалой дочкой тоже очень-очень ждем и надеемся, что амнистия состоится. Верните нам папу!
(С форума Комитета защиты прав заключенных.)