Эксперты предлагают создать в России аналог американской "Оранжевой книги" по взаимозаменяемости лекарств
Программа "Утро России" напомнила о том, что с 1 июля врачам будет запрещено рекомендовать пациентам лекарственные бренды. Отныне доктора смогут назначать только непосредственно действующее вещество. Однако все ли лекарства с одинаковым действующим веществом лечат одинаково?
Предлагает вам ознакомиться с мнением доцента Медицинского университета имени Сеченова Давида Мелик-Гусейнова.
Как пояснил Мелик-Гусейнов, патент на инновационные препараты действует 15 лет. После истечения этого срока любая фармацевтическая компания может тиражировать формулу продукта. Так и появляются дженерики. Производители этих препаратов не обязаны проводить клинические исследования и им не надо "разогревать" рынок, готовить к появлению этого лекарства врачей. Это делает дженерики в разы дешевле оригинальных препаратов: ведь затраты на их выведение на рынок значительно ниже. Однако появляется проблема взаимозаменяемости препаратов.
После вступления в силу закона, запрещающего врачам рекомендовать пациенту лекарственные бренды, в списке рекомендаций будет указано непатентованное, а не торговое наименование препарата. Торговых марок лекарств с этим веществом могут быть десятки и даже сотни. Придя в аптеку, нужно будет выбрать один из предложенных фармацевтом препарат, содержащий это вещество.
Однако рядовой потребитель может сделать выбор только исходя из цены лекарства, и это неправильно. Получается, что решение, каким препаратом лечиться, будет принимать не врач, не провизор и даже не сам пациент, а дистрибьютор и логист. В текущих условиях это может быть опасно.
Для решения этой проблемы, по мнению эксперта, нужно создать в России аналог американской "Оранжевой книги": справочника, где четко прописаны все критерии взаимозаменяемости лекарств. В нашей стране на сегодняшний день такой книги нет, и врачам приходится действовать по наитию. Частично заменить ее могло бы введение стандартов производства лекарств GMP. Это должно произойти в 2014 году.
После внедрения этой системы производителям дженериков придется представлять данные о терапевтическом эффекте своих изделий. Пока этого не случилось, Давид Мелик-Гусейнов считает важным изменить подход к закону.