"Rzeczpospolita": вопросы, которые нельзя задавать
1. Первый вопрос: если нам придется вести полномасштабную войну, кто будет нашим противником? Это должна знать готовящаяся к бою армия и руководство страны, которое будет управлять обороной. Документ не мог прямо указать на это государство, но ответ на заданный вопрос известен даже не слишком сообразительному студенту: это Россия.
Польша сможет чувствовать себя в относительной безопасности, если между нашей страной и Российской Федерацией будет существовать буфер из независимых государств. И здесь встают две текущие и одна долгосрочная проблема. "Белая книга" не говорит, что следует делать с Белоруссией, чтобы освободить ее от влияния Москвы, не намечает она и направлений действий в отношении Украины. Поддержать режим Лукашенко или готовить его свержение; смириться с недемократическими процедурами на Украине или осудить их? Какая ситуация на востоке для нас предпочтительнее: независимая тирания или демократический режим, над которым властвует российский капитал? Это жестокий, но принципиальный вопрос, ведь в сфере безопасности следует руководствоваться лишь эффективностью, а не политкорректностью или моралью. Долгосрочное дело: как решить проблему Калининградской области, которая стратегическим молотом нависает над северо-востоком Польши, как Восточная Пруссия накануне Второй мировой войны. Что будет лучше в долгосрочной перспективе: чтобы регион отделился от России или остался в ней, но ценой демилитаризации? Неизвестно, как будет развиваться ситуация, и хотя сегодня такие варианты могут звучать абсурдно, завтра они могут стать реальностью.
2. Следующий аспект — это коллективная безопасность. "Белая книга" говорит о том, что необходимо укреплять союзнические связи в рамках НАТО, а одновременно усиливать польскую обороноспособность. Она, однако, не отвечает на вопрос, как мы будем защищаться, если Альянс не сработает, а его члены не окажут нам вооруженной помощи. Они имеют на это право: пресловутая Пятая статья Вашингтонского договора не обязывает их к этому, а лишь говорит о такой поддержке, какую данная страна сочтет необходимой оказать. Теоретически это может быть не военная помощь, а словесное осуждение агрессии или, например, выделение атакованному дотаций на покупку оружия
Решением может стать сильная, современная и самостоятельная армия, укомплектованная техникой, производящейся в Польше (чтобы враг не смог перекрыть поставки вооружений и запасных частей к ним), а также система всеобщей мобилизации, то есть военная подготовка всего населения страны. Между тем "Белая книга" не предполагает варианта предательства НАТО, поскольку по политическим соображениям подобных предположений в документе делать было нельзя. Но почему? Неужели такое развитие событий действительно невозможно себе представить?
Напрашивается еще один фундаментальный вопрос: должны ли мы сами исполнить свои обязательства в рамках Альянса и придти на помощь странам Балтии, если Россия нападет на них, а не на нас? Эмоции и долг подсказывают положительный ответ, а трезвая логика — отрицательный. Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, что польская армия в Литве или дальше, в Латвии, окажется зажатой в стратегическом котле между Калининградской областью и Белоруссией, а наша линия обороны будет слишком растянута, чтобы оказать реальный отпор агрессорам.
3. Раз НАТО может нас подвести, а мы сами еще долго не будем располагать достаточной военной силой, чтобы победить Россию, возможно, нам следует рассмотреть варианты двусторонних военных союзов — например, с Германией. Американцы не захотели входить с нами в союзнические отношения, европейской армии нет, и не будет, но польские и немецкие вооруженные силы, объединенные на оперативном и командующем уровне, а также использующие совместно закупленную технику, могли бы представлять собой мощный организм. Такой альянс потребовал бы, однако, от наших стран налаживания тесных политических отношений.
Все это лиши вопросы, обозначение проблем и возможных сценариев. Однако без них стратегический обзор ситуации безопасности страны был бы неполон. Авторы "Белой книги" не могли провести такой анализ, но ничто не мешает нам развить плоды их труда на менее официальном поле. Безопасность — это гораздо более важная область, чем текущая политика, и ее стратегия должна базироваться на трезвом анализе всех возможных вариантов развития событий, а никак не на недомолвках.