Недостаточные доходы регионов признаны проблемой, требующей обсуждения правительства

Бюджетный оптимизм несет тяжелые потери
Коммерсант ".

Перед началом активной фазы нового бюджетного процесса министрам на заседании правительства пришлось выслушать доклад экспертного совета при правительстве, рекомендующий прекратить неэффективные расходы на оборону, правоохранительную деятельность и повышение зарплат в бюджетном секторе. Кроме того, эксперты обратили внимание на перенос рисков бюджетной системы с федерального на региональный уровень.

Поводом для обсуждения бюджетных сценариев на 2014-2016 годы с точки зрения подготовки к экономическому кризису стало формальное подведение итогов исполнения бюджета, а также федеральных целевых программ за 2012 год. Тот бюджет готовился еще правительством Владимира Путина. При его подготовке о кризисе не вспоминали. Наоборот, основным обоснованием роста расходов правительством Владимира Путина служил тезис о модернизации экономики за счет роста госинвестиций, социальных расходов и зарплат бюджетников. Вчера премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая заседание правительства, констатировал по итогам 2012 года сохранение основной бюджетной проблемы — превышения нефтегазовых доходов (50,2%) над всеми другими бюджетными доходами.

О кризисных явлениях в бюджетном процессе министрам рассказывал приглашенный на заседание правительства член экспертного совета при правительстве Владимир Назаров из Института экономической политики имени Гайдара. По его словам, рост бюджетных расходов на 1% ВВП в 2012 году не повлиял на динамику экономического роста. Эксперт объявил собравшимся об ухудшении структуры бюджетных расходов за счет роста расходов на оборону и правоохранительную деятельность, "которые вносят наименьший вклад в темпы экономического роста". Сообщил он и о том, что повышение зарплат без институциональных реформ не только снижает сбалансированность бюджетов всех уровней, но и оказывает негативный эффект на конкурентоспособность экономики. Также Владимир Назаров сообщил собравшимся: риски бюджетной системы маскируются перемещением их с федерального на региональный уровень. Это, в свою очередь, уже в 2013 году приведет к росту дефицита консолидированного бюджета до 1,2% ВВП, что превысит показатели даже кризисного 2009 года.

При подготовке бюджета на 2014 год правительству было рекомендовано прекратить наращивать расходы, высвобождать средства на оборону, перенаправив их на образование и здравоохранение. Также было предложено отложить рост зарплат бюджетников на 2016-2018 годы, сосредоточившись сначала на институциональных реформах. Еще одно предложение: разработать правило, при котором в случае резкого ухудшения экономической конъюнктуры значительный объем запланированных субсидий регионам автоматически направлять на увеличение дотаций и бюджетных кредитов.

Курс бюджетной политики, которая была заложена еще правительством Владимира Путина, поддержанный его майскими указами после избрания президентом, вчера защищал лишь первый вице-премьер Игорь Шувалов, оспоривший выводы Владимира Назарова о бесполезности роста расходов на оборону — по его мнению, "вопросы экономической и личной безопасности в том числе влияют и на качество роста". Все остальные министры промолчали. Даже глава Минфина Антон Силуанов, накануне предупредивший о существенном росте дефицита бюджета на 2014 год (см. "Ъ" от 23 мая), вчера ограничился лишь простой констатацией: повышение зарплат привело в 2012 году к существенному росту дефицита региональных бюджетов.

Свободомыслие эксперта поддержал лишь Дмитрий Медведев, сообщив, что на "самом деле ситуация мутная: вроде бы все ничего, а с другой стороны, есть проблемы в развитии". Собравшимся премьер напомнил, что в кулуарах уже признал бюджет, который предстоит подготовить, "предкризисным". Вопрос о бюджетных кредитах регионам будет рассмотрен на отдельном совещании.
Читайте полную версию на сайте