Российские банкиры опасаются финансового диктата США



О совещании "Известиям " рассказал вице-президент НП НПС Александр Наумов. Участники рынка выразили обеспокоенность тем, что до сих пор неясно, что нужно делать российским банкам — зарегистрироваться в Налоговом управлении США (Internal Revenue Service, IRS) сейчас или повременить с регистрацией до заключения межправительственного соглашения между Россией и Штатами по вопросу применения FATCA. В декабре 2013 года IRS опубликует список аккредитованных при нем банков. Кредитные организации, не попавшие в  список, с 1 января 2014 года будут подвергнуты налоговым санкциям. С целью снижения рисков банки будут стремиться попасть в список быстрее, отметил Наумов, ведь если Россия и США не договорятся по FATCA до октября 2013 года, банки могут оказаться в списке аутсайдеров. При этом участники рынка считают аккредитацию при IRS бессмысленной, пока вопрос не решен на государственном уровне.

Россия пошла по пути Франции и Японии

По закону FATCA иностранные банки, работающие с американскими налогоплательщиками, должны заключить с IRS специальные соглашения. В соответствии с ними банки обязаны идентифицировать источники средств на счетах граждан США и отчитываться об этом перед IRS. Американские банки давно и регулярно предоставляют сведения о своих клиентах. Теперь предполагается создать систему сбора информации об американских налогоплательщиках в глобальном масштабе. Если это требование не будет исполняться, американские налоговики могут принудительно удерживать 30% от сумм операций с участием американских контрагентов. Эти санкции будут применяться уже с 1 января 2014 года.

Чтобы сократить риски, возникающие при заключении банками прямых соглашений с IRS, некоторые страны (Франция, Великобритания, Германия, Италия, Испания, Нидерланды, Швейцария и Япония) объявили о намерении заключить с США соглашения по применению FATCA на межгосударственном уровне. По этому же пути планирует пойти и Россия, заключив с США межправительственное соглашение. Первый раунд переговоров стартует 30–31 мая 2013 года, отметил Наумов.

В соответствии с выбранной моделью банки будут передавать сведения об американских налогоплательщиках уполномоченному федеральному органу (скорее всего, Федеральной налоговой службе РФ), а налоговики — своим американским коллегам. США, в свою очередь, обязуются передавать налоговым службам стран-партнеров информацию по счетам их налоговых резидентов, открытых в американских финансовых организациях.

Пока непонятно, по какой схеме будет передаваться информация от банков ФНС и от российских фискалов американским. Однако у НП НПС есть предложения по взаимодействию с американскими налоговиками, его механизм совет изложил в письмах ЦБ (есть у "Известий"). Во-первых, отмечает совет, в соглашении необходимо предусмотреть получение российскими банками статуса "участвующих" финансовых организаций (Foreign Financial Institution Identify U.S. Taxpayers, FFI), освобождение их от необходимости заключать индивидуальные соглашения с IRS, а также неприменение налоговых санкций. Во-вторых, решение о предоставлении IRS информации должна принимать только ФНС России.

Вопрос с "подключением" к IRS не решен

Александр Наумов отметил, что 15 июля начинается регистрация банков при IRS. Она пройдет с июля по октябрь 2013 года. По итогам регистрации в декабре 2013 года появится список аккредитованных при IRS банков (будет размещен на сайтах Налогового управления и минфина США). Кредитные организации, не попавшие в список, с 1 января 2014 года будут облагаться 30-процентным налогом.

— Естественно, с целью снижения репутационных рисков банки будут стремиться попасть именно в первую редакцию такого списка, — говорит Наумов.

— Главный дискуссионный вопрос, прозвучавший на совещании рабочей группы, — проходить ли российским банкам регистрацию при IRS сейчас или подождать заключения межправительственного соглашения, — отметил Наумов. — Регистрация в IRS еще не означает подписания соглашения, но если Россия и США не договорятся по FATCA до октября 2013 года, банки могут оказаться в списке аутсайдеров. Поэтому НП НПС намерено обратиться в госорганы, принимавшие участие в совещании, с просьбой выработать единую позицию по данному вопросу в срок до 15 июля.

В ситуации "неабсолютной определенности" и сжатых сроков, скорее всего, будет реализован сценарий аккредитации (подключения) к IRS: банки будут делать всё, чтобы избежать налоговых санкций, считает начальник аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина Артемьева.

— Просто потому что дата — 15 июля — обозначена и процесс должен в эту дату стартовать, а межправительственное соглашение по факту его подписания начнет действовать позже, — поясняет она.

В свою очередь, банкиры считают самостоятельное "подключение" к IRS неприемлемым.

— С какой стати российские банки будут взаимодействовать напрямую с американским налоговым органом и отчитываться перед ним? Это было бы неправильно как с экономической, так и с политической точки зрения, — говорит главный бухгалтер банка "Стройкредит" Ирина Осипова. Безусловно, необходимо выстраивать взаимодействие между ФНС России и IRS, вопрос должен быть решена на государственном уровне, считает зампред Ланта-банка Дмитрий Шевченко. Российским властям стоит взять на жесткий контроль разработку и подписание соответствующего соглашения, которое позволит нашей стране занять четкую позицию, в первую очередь по защите собственных интересов, добавляет старший аналитик компании "Альпари" Дарья Желаннова. Пока эти вопросы не решены на государственном уровне, подключаться к
системе не имеет смысла, считает аналитик Абсолют-банка Александр Магунов.

Еще один нерешенный вопрос связан с издержками на новый софт для отправки данных. По словам Артемьевой, если вопрос с многомиллионными издержками на него не будет решен, вырастет стоимость банковских продуктов: расходы на выполнение игроками непрофильных функций всегда в конечном счете сказываются на клиентах — к примеру, в виде повышения ставок по ссудам.

По словам директора аналитического департамента ИФК "Метрополь" Марка Рубинштейна, влияние американского антиотмывочного закона на деятельность российских банков ограничено тем, что число резидентов США, которые в них обслуживаются, невелико. Прямые инвестиции резидентов США в банковский сектор и сектор небанковских корпораций Российской Федерации в 2012 году составили $284 млн (0,55% от общего объема прямых инвестиций — $51,4 млрд), указывает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.


Читайте полную версию на сайте