У алтайских потребителей наиболее популярными являются соки: яблочный, персик, абрикос, и апельсиновый.
В сорока магазинах городов края проведен анкетный опрос по продажам соковой продукции. Как сообщили нам в отделе потребительского рынка и регионального заказа администрации края, сегодняшний рынок соков в крае принадлежит нескольким крупным производителям, ближайший из которых "Нидан-Эко-Фрукт" (г.Новосибирск) и такие известные компании, как "Вимм-Билль-Данн" (г.Москва), "Мултон" (Санкт-Петербург), ЭКЗ "Лебедянский" (Липецкая обл.).
Следует отметить, что, начиная с 2001 года была введена классификация (ГОСТ), обязавшая производителей точно указывать к какой категории относится разливаемый ими напиток. По этому стандарту выделяют 3 вида сокосодержащей продукции: 100-процентные соки без добавления воды и сахара, нектары с содержанием сока от 25 до 99 процентов и сокосодержащие напитки с наличием сока от 10 до 25 процентов. На рынке края подавляющая часть реализуемой продукции относится к нектарам и 100% сокам, они занимают по объемам 44% и 37% соответственно. На сокосодержащие напитки приходится 19% от объема продаж.
На сегодняшний день сок разливается производителями в упаковки 4-х типов: Tetra Pak или антисептическая, стеклянная, жестяная банка и ПЭТ. Основная доля реализуемой в крае продукции относится к сегменту Tetra Pak - 71,6%, что объясняется ее преимуществами: удобством в использовании и хранении, легкостью и различными форматами по емкости. Доля остальных сегментов незначительна: на продукцию в стеклянной таре приходится 16,4%, ПЭТ - 9%, в жестяной банке - 3%.
Существует выраженная зависимость между емкостью упаковки и ценой. Наибольшая доля продаж - 56,7% приходится на литровую упаковку. Соки в больших емкостях (1,5 и 2л), по причине невысокой средней цены, относятся к так называемому экономичному сегменту, что обеспечивает им стабильный спрос - 16% от объема продаж. Упаковка менее 0,5 л считается продукцией импульсного спроса и стоит гораздо дороже в пересчете на литр, на нее приходится 13,9% объема продаж. Соки в емкостях от 0,5 до 1л и более 2л занимают незначительную долю 6,8% и 6,6% соответственно.
Наиболее популярными вкусами сока у алтайских потребителей являются яблочный - 25,5% и персик, абрикос - 23%, апельсиновый - 19,6%. На томатный сок приходится 12,5% продаж. Фруктовая смесь и ананасовый сок составляют в объеме продаж 10,2% и 9,2% соответственно.
Рынок соков в крае разбивается на четыре основных ценовых сегмента. В нижнеценовой сегмент попадают нектары и сокосодержащие напитки стоимостью до 20 руб. за 1 литр, их доля в объеме продаж 26,8%. Основные марки этого сегмента: "Любимый сад", "Фруктовый сад", "Добрый". Большую часть среднеценового сегмента (20-27 руб. за литр) составляют 100-процентные соки и нектары (1,5 и 2 л) по доступным ценам: "Моя семья", "Тонус", "100% Gold". Наибольшая доля продаж приходится именно на этот сегмент - 42,3%. На третьем месте - верхнеценовой сегмент (27-35 руб. за литр), его составляют 100-процентные соки известных марок: "J-7" от компании "Вимм-Билль-Данн", "Чемпион" от "Нидан-Эко-Фрукт", "Я" от ЭКЗ "Лебедянский", "Rich" от "Мултон". На его долю приходится 21% объема продаж. Сегмент "премиум" (более 40 руб. за литр) представлен импортными марками, к нему относится и "Rio Grande" от компании "Вимм-Билль-Данн". Доля продаж этого сегмента составляет 9,9%, такая продукция входит в ассортимент крупных магазинов.
Среди 4-х крупнейших производителей лидером на рынке соков в крае является компания "Нидан-Эко-Фрукт" (г.Новосибирск), на долю которого приходится 43,7% объема продаж. Основные марки этого производителя - "Моя семья" и "Чемпион". На втором месте по объему продаж - ЭКЗ "Лебедянский" (Липецкая обл.), его доля составляет 22,9% от объема, представлен марками "Фруктовый сад", "Тонус", "Я", продвижению этих марок способствовала рекламная поддержка. На третьем месте с долей 19,8% - компания "Вимм-Билль-Данн" (г.Москва), продукция которой представлена известными марками во всех ценовых сегментах, это "Любимый сад", "100% Gold", "J-7", "Rio Grande". Компания "Мултон" (г.Санкт-Петербург) - на четвертом месте, его доля в объеме продаж 13,6%, представлен марками "Добрый", "Nico", "Rich".
Среди марок сока лидирует марка "Моя семья", затем "Чемпион". Относительно недорогая цена на нектары "Любимый сад" и "Фруктовый сад", занимающие 3 и 4 место, делает их привлекательными для широкого слоя потребителей. Марки "Я" и "J-7", представленные 100-процентными соками и нектарами, занимают соответственно 5 и 6 место. Экономичная марка "Тонус", разливаемая в упаковки большой емкости занимает 7 место.