Михаил Делягин: Ввод китайских войск на территорию Таджикистана
Михаил Делягин, доктор экономических наук:
"Рунет потрясла очередная новость – китайские войска вошли на территорию бывшего Советского Союза. Дальше выясняется, что во-первых, в Таджикистане, во-вторых, Горно-Бадахшанская автономная область, которая центральными властями Таджикистана, если про них можно так сказать, в общем-то и не контролировалась никогда, и не армия, а строительные войска и т.д. И вообще об этом первый раз сказал в апреле 2010 года какой-то мутный отморозок, оппозиционер таджикский, и было это или не было – непонятно.
И вдруг начинается опровержение, начинают опровергать все, к опровержению подключают действительно выдающихся специалистов и лучшие средства массовой информации Российской Федерации. И вот тут вы понимаете, булавочка пальчик уколола – ну, бывает. А там не пальчик, там нервный узел, и весь организм официальной пропаганды впал в судорожное состояние, начал двигаться. Понятно, что нельзя обижать старшего соседа, даже если недавно он был младшим. Но это свидетельствует о том, что у нас нет внешней стратегии вообще, и в частности нет внешней стратегии по отношению к Китаю. Как это ни парадоксально, к китайцем нет претензий вообще. Китай не просто не экспансионистская в ближайшие десять лет по своей природе держава по культуре. Через десять лет ситуация может измениться, но ближайшие десять лет мы живем. Не просто, они категорически не хотят что-то от кого-то отхватывать, у них есть политическая директива, которая выполняется безукоризненно, что никакой политической экспансии в Среднюю Азию быть не может. Экономическое – это святое, но политическое – не надо. Этой директиве скоро будет уже двадцать лет, она была принята в другой реальности, в другом мире, но пока она действует. Слава тебе Господи! Но у нас нет никаких стратегических представлений о Китае, как и об Америке, ни о Европе просто потому, что у нашего руководства нет стратегических представлений о себе, за исключением надежды жить где-нибудь на Корсике или в Сардинии, насколько я подозреваю.
У нас дикая ситуация, когда мы понимаем, что Китай нам – стратегический партнер, не союзник, не друг, но главный партнер. И китайцы резко к нам потеплели, новый руководитель Си Цзиньпин первый визит делает к нам. Это намного круче, чем когда-то кто-то из наших первый визит сделал в Белоруссию, это намного круче. Потому что Китай экономически завязан не с нами, он завязан с Америкой, он также с Японий завязан, которую он не любит. Это – жест дружбы совершенно беспрецедентный, и нужно не понимать ничего, чтобы его не оценить. Китайцы хотят с нами дружить, и мы хотим дружить с Китаем, и что-то вырисовывается, многое получается. Но знаете, если вы с кем-то дружите и вместе с ним кушаете, и при этом ваш партнер здоровеет, а вы деградируете, то поневоле вы на каком-то этапе ужина, который для вас будет завершающим, окажетесь не одним из едоков, а окажетесь кусочком мяса на его тарелке. И он не будет хотеть вас съесть, но ему придется, ибо тогда съедят другие. Вот именно понимание этого и вызвало такую реакцию в нашем руководстве.
А с другой стороны, очень поучителен для нас пример Таджикистана, суверенного государства, никто не спорит. Люди, которые его обвиняют в том, что это наркотическое государство, они, с моей точки зрения, во многом не правы, там даже есть какая-то экономика. Собственно говоря, китайцы туда инвестируют, и куда вы ни плюньте – вы там увидите китайский бизнес, и Таджикистан просто отдал Китаю 0,8 % своей территории.
Таджикское руководство сделало грамотно. Оно отдало, как я понимаю, именно ту территорию, которую оно не контролирует. Китайцы некоторое время терпели, что там жуткие какие-то таджики, а потом пришли осваивать территорию. Ну и поскольку местные жители слегка удивились, я думаю, вполне вероятно, что туда пришли строительные войска. Никого, упаси Боже, не убивать, не вытеснять – просто построить дома, чтобы там жили китайцы, а дальше уж межэтнические противоречия будут решаться по китайским законам. Кому не нравится – 282 статья, рекомендую.
Но при всем этом это показывает, что на постсоветском пространстве боеспособных государств по большому счету нет, включая нас. Что без интеграции не на таможенном уровне, а полноценной интеграции, включая Украину любой ценой, пусть там хоть Скоропадский Президентом будет – не важно, любой ценой. Нас через некоторое время просто не будет, не потому, что нас кто-то не любит, а потому, что если вы не способны сидеть напротив вашего партнера и есть с ним из одной тарелки – вы превращаетесь в содержимое этой тарелки, даже если партнер категорически этого не хочет."