Михаил Хазин: избрание Набиуллиной означает продолжение экономического спада

Экономист Михаил Хазин ожидает резкий рост социального недовольства и падение рейтинга Путин. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с его статьей на КМРу.

Представление Набиуллиной на пост председателя ЦБ требует некоторого дополнительного комментария, хотя этот вариант я уже описывал. Но, тем не менее, повторюсь. С точки зрения не только экономической науки (не путать с экономиксизмом), но и реальной практики страна подошла к очень серьезному экономическому кризису. Не исключено, что он уже начался. Во всяком случае, с мест идут крайне неутешительные сведения, но до конца народ еще не расчухал, насколько все плохо. И этот кризис будет принципиально отличаться от кризисов 1998 и 2008 годов, поскольку прежде всего он будет длинным.

И в 1998, и в 2008 годах экономический рост начался буквально через пару месяцев после собственно кризиса, хотя осень 1998 года была очень тяжелой. Сейчас на такой выход нет никакой надежды: ситуация будет напоминать начало 90-х, причем в сильно худшей обстановке. Вопрос о кредитно-денежной политике стоял тут принципиально: ее изменение, особенно если бы оно сочеталось и с изменением политики экономической, могло бы остановить спад, а в идеале и дать экономический рост за счет импортозамещения. Мне казалось, что Путин понимает эту дилемму: во всяком случае, некоторые моменты в его поведении указывали на это.

Я ошибся. Либо Путин вообще не видит угрозы со стороны экономического спада, либо он не считает, что этот спад продлится сколько-нибудь долго. В любом случае, он принял решение не менять экономическую политику. Набиуллина специально подчеркивала несколько раз, что никаких принципиальных изменений она не допустит. Что это значит с точки зрения реальной ситуации?

Это означает продолжение экономического спада, причем, возможно, довольно быстрого. Я не исключаю, что он существенно проявит себя еще даже до того, как Набиуллина вступит на свой новый пост. Во всяком случае, никаких оснований для экономического роста или хотя бы сохранения статус-кво нет. А это, в свою очередь, вызовет резкий рост социального недовольства и падение реального рейтинга самого Путина.

Социальное недовольство может быть на время снято большими бюджетными выплатами. Что касается доверия к самому Путину, то дискуссия по поводу назначения нового председателя ЦБ и та грязь, которую вылили либерасты на Глазьева, показывают, насколько важное значение придавалось этому решению в обществе. И я думаю, что не сильно ошибусь, если скажу, что оно оказалось сильно разочаровано решением Путина. Не исключено, что политической элите на это наплевать, но давайте отдадим себе отчет: то, что "болотный" процесс, который, по большому счету, был антипутинской "фрондой" со стороны либерастов, провалился, было во многом следствием того, что общество его не поддержало, сделав ставку на Путина.

Сегодня с большой вероятностью можно сказать, что такой поддержки Путин больше не получит, поскольку доверия общества он не оправдал, более того, плюнул ему в лицо, назначив на ключевой пост представителя тех самых либерастов, от которого общество его защищало. Если бы на пост председателя ЦБ был назначен отпрыск какого-нибудь соратника Путина – это было бы омерзительно, но понятно. Но назначение представителя либерастов в нынешней ситуации означает отказ Путина от взаимодействия с тем обществом, которое проголосовало за него в начале 2012 года. И не нужно надеяться на то, что общество это не понимает: реакция на представление кандидатуры Набиуллиной достаточно четко об этом говорит.

Процессы типа "болотного" будут возникать по мере развития кризиса все чаще и чаще. Тут просто нет альтернативы. Но теперь российское общество, скорее всего, будет исходить из принципа "чума на оба ваших дома" – со всеми вытекающими последствиями. Понимал ли это Путин, делая свой выбор, или он находится в плену каких-то ложных представлений – я не знаю. Многие считают, что он изначально "разводил" публику, многие – что он – просто марионетка. С точки зрения последствий это не имеет никакого значения. Разумеется, у меня нет гарантий моей правоты, но мне кажется, что с сегодняшнего дня Путин оказался в Кремле в полном одиночестве, окруженный достаточно злобными врагами, и поддержки у него больше не будет. Ну а результаты мы увидим в ближайшее время. 

Читайте полную версию на сайте