Владимир Милов: в чьих интересах действуют власти, переводя транспорт на газ?
Российское правительство в кои-то веки взялось делать что-то хорошее: после долгих лет пустых разговоров объявило, что запускает программу перевода общественного и грузового транспорта на природный газ. Это один из немногих случаев, когда проект, движимый интересами крупных государственных компаний – прежде всего, "Газпрома" и "Роснефти", представляет из себя взаимовыгодный вариант типа "win-win", от которого крупный выигрыш получат не только обласканные властью монополии, но и все общество.
Не секрет, что Россия серьезно отстает от остального мира по темпам перевода автомобильного транспорта на природный газ. Сегодня это становится повсеместной модой не только в развитых странах: например, в Иране менее чем за 10 лет число автомобилей, работающих на природном газе, выросло с менее 50 тысяч до 3 миллионов, в Китае – до миллиона против всего 125 тысяч в середине "нулевых". Растет число городов, где публичный транспорт полностью или частично переводится на газ – Нью-Йорк, Лондон, Гонконг, Лас-Вегас, Питтсбург, Балтимор, большинство городов Японии. Резко увеличиваются масштабы использования газа в сегменте грузоперевозок: в Китае численность грузовиков, работающих на сжиженном газе, уже составляет около 40 тысяч, в США ряд крупных компаний (UPS, Fedex, Walmart, Frito Lay, Shell) перевели часть своего парка на газ, а в сегменте публичных грузоперевозок примерно 20% новых закупок автопарка приходится на автомобили, работающие на сжатом газе. Такие данные приводят в своем недавнем отчете аналитики Citigroup, прогнозирующие в ближайшее десятилетие "революцию спроса" на нефтяном рынке, под которой они понимают падение глобального потребления нефти и ее замещение природным газом на транспорте.
В России разговоры о развитии потребления газа в качестве моторного топлива ведутся еще с 1990-х годов – их инициатором был, естественно, "Газпром".Однако далеко дело до сих пор не сдвинулось по понятным причинам. С одной стороны, основным двигателем замены нефтепродуктов на газ на транспорте в странах-импортерах нефти была именно зависимость от импорта – мы такой проблемы лишены, поэтому чиновники особо и не пошевеливались. С другой, забота об экологии – но российской бюрократии на экологию было традиционно наплевать (если, конечно, не нужно было под экологическими предлогами отобрать, скажем, новенький завод СПГ у иностранцев).
Между тем, подумать есть о чем. Скажем, Москва, крупнейший регион-потребитель моторных топлив в России (более 5 млн тонн в год), занимает, по данным ФГУП "НИИ "Атмосфера", неприятное второе после Норильска место среди городов России по уровню выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от всех источников (примерно полтора миллиона тонн в год). Загазованность московского воздуха имеет не самые лучшие последствия: заболеваемость органов дыхания в городе выше среднероссийского уровня. Детская заболеваемость болезнями эндокринной системы, врожденные аномалии – по этим показателям ситуация в Москве существенно хуже, чем в целом по России. Существенное снижение вредных выбросов в атмосферу, достигаемое переводом общественного и грузового транспорта на газ, будет иметь очевидные долгосрочные позитивные последствия для экологии российских городов, не только Москвы. Не говоря уже о снижении расходов на закупки топлива для общественного транспорта – можно всерьез говорить о перспективах снижения цен на проезд.
Несмотря на кратно более низкие цены газового топлива по сравнению с бензином и дизелем, для газовых компаний расширение его использования будет выгодным. Сегодня розничная цена сжатого и сжиженного газа на заправках достигает $300-$400 и выше в пересчете на тысячу кубометров. Сравните со среднероссийскими оптовыми ценами на внутреннем рынке, составляющими чуть выше $100.
И все равно такие цены для автомобилистов – в два-три раза ниже цены бензина.
Учитывая, что розничные цены на нефтепродукты в России имеют все признаки завышенных (о чем уже говорилось не раз), можно ожидать, что развитие межтопливной конкуренции в автомобильном транспорте станет, наконец, тем фактором, который заставит-таки нефтяную олигополию затянуть пояса и соответствующим образом снизить цены на нефтепродукты, сокращая собственную чересчур щедрую маржу.
Почему тогда это может быть выгодно "Роснефти"? Компания видит себя крупным игроком на газовом рынке, а экспорт природного газа пока что для нее закрыт, и если и будет "приоткрыт", то только для отдельных новых проектов. А открытие нового крупного сегмента в сбыте газа – его потенциально оценивают, по разным данным, от 20 до 70 млрд кубометров в год – создает совершенно новые возможности для монетизации газовых запасов, которых сегодня и в помине не имеется. По сравнению с этим текущие прибыли на розничном рынке нефтепродуктов для "Роснефти" - мелочь.
Ясно, что расширение рынка сбыта газа за счет транспортного сектора выгодно и "Газпрому", сильно потерявшему в последние годы европейский рынок (сейчас поставки газа в дальнее зарубежье примерно на треть ниже пикового уровня 2008 года, и продолжают снижаться).
Пока что расширение использования газа в качестве моторного топлива сдерживается неразвитостью инфраструктуры.
Вот здесь государство как раз и может помочь, предоставив соответствующие налоговые льготы, выделяя землю под сети заправок, сервисные центры и т.д. Целевое переоборудование контролируемого властями парка общественного и грузового транспорта на работу на природном газе создаст спрос на эту инфраструктуру, а ее развитие "потянет" за собой дополнительный интерес к переводу автомобилей на топливо и в частном секторе.
Еще один аспект, который необходимо учитывать – безопасность. Взрыв
газового баллона в пассажирском автобусе у метро Речной вокзал 9 мая в
Москве показал, что государству есть много над чем работать в плане
установления соответствующих требований к безопасности автомобилей,
работающих на газе. Однако в целом история с переводом автотранспорта на
природный газ – очень выгодная со многих точек зрения, несмотря на
маячащие за этим интересы "Газпрома" и "Роснефти". Должны же эти
компании сделать что-то полезное для России. Остается надеяться, что
правительственные планы не останутся на бумаге.