Фабрика державных грез: премьер обязался в кратчайшие сроки реализовать невыполнимые поручения президента
В среднем, министрам придется завершить начатое на две недели раньше. К примеру, предложения по фильму о советском футболисте Льве Яшине надо будет сформулировать не к 1-му июля, а к 17-му июня. Законопроект о налоге на роскошь должен быть готов не к 1 ноября, а к 15 октября. На 11 дней раньше (до 20 мая, а не к 1 июня) надо будет отчитаться о мерах по удержанию цен на продукцию естественных монополий.
Большинство поручений имеют локальный характер, вроде установления Дня полярника. Но есть среди них и достаточно масштабные. Скажем, обеспечить контроль за повышением зарплат медицинским работникам.
Можно обратить внимание, что особое радение о президентских поручениях правительство решило проявить после недавнего разноса кабинета министров со стороны Владимира Путина. Тогда речь шла о выполнении подписанных президентом в первый день своего третьего срока указов.
Выполнение президентских указов подается государственными СМИ сегодня как рецепт от всех проблем. Действительно, они охватывают широкий перечень вопросов, от демографической политики до оборонной мощи, от межнационального согласия до ЖКХ, от науки до здравоохранения.
Согласно текстам указов, к 2018 году средняя продолжительность жизни должна составить 74 года, ставка по ипотеке – 2,2%, средняя зарплата – полторы нынешней. А к 2020 году у нас уже должно быть 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, 60% нуждающихся должны быть обеспечены комфортным жильем.
Указы были подписаны год назад, а результаты пока очень скромные. Об этом и говорил Путин на встрече с министрами. Члены правительства понурили голову, а глава аппарата Владислав Сурков даже ушел в отставку.
Сумеет ли после столь впечатляющего разноса правительство работать успешнее? Хотелось бы.
Только многие граждане могут вспомнить, что руководство страны за последние годы уже не первый раз говорит о грандиозных планах.
Первым масштабным начинанием президента Владимира Путина стало увеличение ВВП страны вдвое за 10 лет. Чиновники мгновенно взяли под козырек, а некоторые российские города украсили большие баннеры "Выполним поручение – ВВП в 2 раза увеличение". Как известно, цели добиться не получилось.
В 2005-м году появились приоритетные национальные проекты "Здоровье", "Образование", "Развитие агропромышленного комплекса" и "Жилье". Предполагалось, что каждая семья будет иметь комфортную квартиру, доступ к лучшему обучению и самым передовым достижениям медицины, есть полезные продукты отечественного производства. Курировал национальные проекты, кстати, Дмитрий Медведев. Тогда в ранге вице-премьера.
Деньги были выделены, годы прошли. А вот результаты оставляют желать лучшего.
В период избирательной кампании 2007 года наверху родилась новая инициатива. Она называлась "План Путина". В этот раз уже никто не утруждал себя конкретным описанием этого самого "плана". В рекламной брошюре "Единой России" говорилось просто: "Цель Плана Путина — победа России. Победа над бедностью и коррупцией, над экономической и технологической отсталостью. Победа в конкурентной борьбе ведущих мировых держав".
После избрания на президентский пост в 2008 году Дмитрия Медведева новым трендом стали модернизация страны и внедрение инноваций. Глава государства говорил о скорых передовых позициях России в медицине, космосе, образовании, науке, производстве. В качестве результата сегодня мы имеем скандалы вокруг "Сколково".
Потом появилась "Стратегия-2020". По отношению к 2007 году уже к 2012-му планировалось увеличить реальный заработок граждан в полтора раза, среднюю продолжительность жизни – на 2,5 года, инвестиций в основной капитал – до 85%. Любой гражданин может оценить успехи.
Третий срок Путина начался с "майских указов". После года их реализации мы увидели большой скандал. Но нам обещают, что сомневаться в успехе нельзя.
Депутат Госдумы от фракции "Единая Россия" Владимир Бурматов не видит причин для аналогий между указами годичной давности и давними планами:
– У правительства нет альтернатив выполнению президентских указов и поручений. Это и есть основная функция кабинета министров. Не может быть так, чтобы правительство выполнило президентские указания на сколько-то процентов. Только на 100%! И в другом ракурсе вопрос ставить просто нельзя. И мне кажется, что последние события дали всем ясно понять, что правительство будет заниматься исполнением президентских указов.
"СП": – Не есть ли президентские указы и поручения часть давней пиар-кампании. Руководство страны будет продолжать говорить о больших планах, а фельдшер из Кузбасса будет спрашивать, как выжить на маленькую зарплату.
– Конечно нет. Отношение президента к своим указам и поручениям исключительно как к тому, что необходимо выполнить. Цель реализации поставленных задач это повышение качества жизни граждан. И я уверен, что Путин добьется стопроцентного выполнения этих задач. Важно понимать, что у исполнителей нет другого варианта, как выполнить президентскую волю на 100%. Другие варианты просто не рассматриваются.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин настроен не столь опитимистично:
– По сравнению с прошлыми годами поручения президента показывают изменение подхода к решению проблем. Национальные проекты или Стратегия-2020 готовились и реализовывались в условиях подчеркнуто благожелательных отношений президента и правительства. На национальных проектах в публичном пространстве продвигался Дмитрий Медведев. Президент его уже тогда стал намечать в свои возможные преемники. Поэтому вокруг этих проектов был создан режим наибольшего информационного благоприятствования. И это было выгодно как президенту, так и правительству.
Сейчас ситуация принципиально иная. Мы наблюдаем пиар-игру в хорошего царя и плохих бояр. Причем правительство оказывается в незавидной роли плохих бояр, а президент в роли хорошего царя, который заботится о народном благе. Соответственно, президент устроил разнос. Правительству надо на это как-то реагировать. Вот и сократили сроки реализации поручений.
Поручения же бывают двух типов. Первый тип – это, к примеру, провести газ в какое-нибудь село. Президент потребовал, а правительство исполнило. Это требует определенных усилий, но осуществимо. Второй тип – это майские указы. При нынешних темпах экономического развития они не реализуемы. И какие сроки ни устанавливай, их можно исполнить только частично.
Думаю, что сейчас всё пойдет по кругу. Президент будет ругаться, почему не выполняются его замечательные указы, изданные в интересах простых граждан. Правительство снова будет пытаться оправдываться. В итоге возможна отставка кабинета министров. Особенно это будет вероятным перед парламентскими выборами. Стоит учитывать и рост протестных настроений. Люди ищут виновных. Виновных найдут в лице правительства.
"СП": – В ходе реализации поручений президента будет улучшаться жизнь граждан?
– Кому-то может стать лучше на некоторое время. Если говорить о конкретных гражданах, проблемы которых президент начнет решать в ручном режиме. Мол, он даст поручение, тут же все станут им помогать и облагодетельствуют. Если же говорить о народе России в целом, то ему ждать каких-то улучшений не стоит. Скорее наоборот, если макроэкономическая ситуация будет ухудшаться, то появятся и дополнительные проблемы. А пока ничего не говорит о том, что положение в мировой экономике улучшится.
Директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин:
– Поручения и указы будут реализованы, но народ лучше жить не станет. Надо понимать, что всё это рекламные действия. Само по себе, это не несет в себе ничего плохого: любому делу нужен пиар. Но реклама не должна подменять собой реальную политику. А вот последней как раз и не наблюдаем. Потому, что настоящие механизмы преобразований блокируются. Так что правительство сейчас просто продемонстрировало лояльность и снизило сроки исполнения поручений. Я это воспринимаю тоже как некий рекламный шаг после увольнения Суркова. Так что, к сожалению, деятельность правительства напоминает помесь балагана с пиаром.
"СП": – К каким социальным последствиям может привести такая тактика?
– К прекращению экономического роста и к увеличению социально-политической напряженности. Сокращение роста экономики мы уже наблюдаем. Увеличения протестной активности пока нет, но, на мой взгляд, осталось недолго ждать. Примерно до осени.