Правительство внесло в Госдуму законопроект по досмотру пассажиров
Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, регламентирующий проведение досмотра пассажиров на транспорте.
В соответствии с законопроектом досмотр будет проводиться специальными подразделениями транспортной безопасности. Основная функция создаваемых подразделений транспортной безопасности – защита объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. "Террористические акты, совершенные 29 марта 2010 года в Московском метрополитене и 24 января 2011 года в аэропорту Домодедово, показали недостаточность мер, принимаемых по защите граждан на транспортном комплексе, низкую эффективность самой защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
"Этот законопроект весьма важен в плане обеспечения транспортной безопасности, - пояснили в пресс-службе Минтранса. – Дело в том, что по действующей сейчас Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте направляются существенные федеральные средства на оснащение транспортных объектов современными техническими средствами, в том числе досмотровым оборудованием. Однако очень часто возникает вопрос, кто и как должен работать на этом оборудовании, каковы правовые основания для досмотра пассажиров. Законопроект дает ответы на эти вопросы".
Досмотр будет направлен на выявление запрещенных к перевозке предметов. Перечни запрещенных предметов и веществ для каждого вида транспорта будут отдельно утверждены Минтрансом по согласованию с заинтересованными ведомствами. Досмотр будет проводиться "в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности". То есть о тотальном досмотре пассажиров всех без исключения видов транспорта речь не идет. При этом отказ от досмотра, в соответствии с законопроектом, может служить основанием для расторжения договора перевозки. Что же касается самих подразделений транспортной безопасности, то, как подчеркнули в Минтрансе, "это специализированные гражданские структуры, которые ни в коем случае не будут дублировать функции полиции". Организации, выполняющие функции подразделений транспортной безопасности, будут проходить обязательную государственную аккредитацию, а при приеме на работу в такие подразделения будет действовать целый ряд ограничений. В частности, не возьмут людей с непогашенной или неснятой судимостью; состоящих на учете по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; входящих в организации, признанные судами террористическими; уволенных с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего. Также, уточняется в законопроекте, не вправе работать в подразделениях транспортной безопасности лица, при оформлении на работу сообщившие о себе заведомо ложные сведения.
В целом вносимый законопроект уточняет, что нужно считать зоной транспортной безопасности и определяет круг ответственных за обеспечение транспортной безопасности и устанавливает порядок их аттестации. Стоит отметить, что поправки не требуют увеличения государственного финансирования.