Расследование ЧП под Сургутом: Зачем ОМОН положил лицом в грязь «автопробег» кавказцев
Это место при въезде в прижатый к земле свинцовым небом Сургут местные водилы уважительно именуют "да-да, то самое".
И чуть заметно притормаживают.
Здесь до сих пор стоит машина ГИБДД. Из нее тревожно выглядывают трое громил в масках. ОМОН.
- Молодцы, ребята! - впечатление, что мой местный знакомый Андрей лишь из-за генетического страха перед спецназом не машет ему вслед.
- Размазали омоновцы 5 мая кавказцев по асфальту! И правильно! Пусть знают, что и на них сила возьмется, - потрясает кулаком он.
- Сила - это хорошо, - киваю, задумчиво глядя на кулак. - А что тут у вас произошло?
Интересно, думаю, "картинка" из Москвы будет отличаться от местной…
- А ты что, не видел репортажи по центральному телевидению?! - поражается знакомый.
- Видел. Интернет бурлит. Все в гневе.
- Знаю я ваш гнев! - сургутянин усмехается. - Поговорили - забыли… А ты представь, сотня машин кавказцев двумя колоннами пыталась войти в город (даже схемы опубликованы: стрелки на Сургут с нескольких сторон - словно под городом вражеские войска). Вооруженные до зубов… Молодцы омоновцы, защитили город. Да и показали наконец-то кавказцам кузькину мать!
- Ты, я вижу, "фашистом" стал, - шучу.
- Станешь тут, блин! - хмурится. - Задолбали! Ты иди, журналист, с народом общайся - то же самое скажут. Да и телерепортаж по ЦТ чем тебе не доказательство?!
Вспоминаю репортаж и интервью главного сургутского полицейского Ерохова. Мне запомнились его слова: "В городе в тот день праздновалась Святая Пасха, и мы не имели права допустить…"
Качаю головой. Всероссийский телеящик не то что соврал. Не сказал всей колючей правды. Над которой теперь размышляет Сургут…
Например:
- ОМОН на том месте дядю моей подруги побил, - вздыхает моя коллега, - русского. Они ж там не разбирались - на асфальт сразу. Синяки, унижения… Так дядя доволен! Говорит - да, мне влетело, но ничего, потерплю. Главное - кавказцам досталось. Представляешь, дядя знает, что не бандиты это были, а мирный автопробег. Все равно! - говорит. - Поделом им!
- Весело, - качаю головой, - и давно это у вас?
- Когда обозлился народ? - задумывается. - Подожди, а ведь действительно недавно…
"БАНДИТЫ", ПОДАРКИ И ДЕТДОМ
Сургуту на московский взгляд, конечно, не повезло с климатом, но надо отдать должное - центр лоснится нефтегазовым блеском. Кругом хай-тек, неплохие дороги и какое-то сытое спокойствие, которое вкусно разлито в воздухе. Город со средней зарплатой в 40 - 50 тысяч мужественно догуливал бесконечные майские в переполненных кабаках, дыша миролюбием и какой-то суровой сибирской интеллигентностью. Тут даже автомобили так трогательно клинит при виде пешехода на зебре, будто он для них нечто священное.
- По сторонам можете не смотреть - у нас не пропустить пешехода считается очень стыдным, - говорят местные. - Ну если, конечно, на какого-нибудь заезжего не нарветесь… Эти ("ну эти, вы понимаете кто" - добавляют значительно) лихачить любят.
Горком КПРФ, где собирал экстренную пресс-конференцию коммунист и глава дагестанского землячества Александр Зубаиров, я нашел легко. Ну как можно пройти мимо такой редкой картинки. Красный флаг. Символ интернационализма. Блестящие, ухоженные, как скаковые лошади, "Приоры". С низкой - по образцу "конкретных американских пацанов" - посадкой. (С такой низкой, что по всем законам физики обязаны скрести асфальт.) Портреты Сталина. А рядом с великим грузином десяток дагестанцев и несколько русских - почти у каждого синяк под глазом… Это и были те самые террористы, которые, по версии почти всего Сургута, пытались с оружием ворваться в город и учинить беспорядки.
Их только выпустили из полиции. Они злы. И полны ядовитого сарказма.
- Да, это мы, террористы, - усмехаются. - Для удобства полиции за месяц объявили о налете на город и оказались удивительно пунктуальными!
Им по 18 - 23 года. Большинство студенты.
- Юридический, - мгновенно угадываю. (джигиты здесь обычно идут в юристы, девушки - так же массово на медицинский.)…
- А толку? - опять смеются. - У нас, похоже, законов нет…
В принципе выяснить, c кем воевал сургутский ОМОН, нетрудно. Достаточно на поисковом сайте набрать "БПАН" ("Без посадки автомобилей нет"), и вот он главный сайт общероссийского общества с презентаций "сходок" (слетов "низкопосадочных"). Из Ярославля. Краснодара. Нальчика. Нижневартовска. И еще десятка городов. Фотографии авто-извращений - аудио-системы невероятных размеров, узкий просвет между асфальтом и дном авто, видео с записью сигналов (тоже вид соревнований). И, разумеется, безумные гонки с глумлением над правилами ПДД, которыми горячие головы занимаются между "презентациями".
На блогах бэпаншники делятся впечатлениями:
Love Swaaag: Мне показалось? или он задел зеркалом об зеркало черную приору на четвертой секунде?!)
Данил: Пацаны, а потом вы спрашиваете за что нас не любят!
Саид: в Дагестане каждый второй так ездит!!!!
Патя: В Дагестане каждый второй, а в Нальчике каждый первый)
Руслан: На фиг эту сплошную и все правила которые есть на свете!
Андрей: Руслан, вот из за таких болванов как ты страдают нормальные люди!
Руслан: Ты меня болваном назвал?!?
(И далее уже "бытовой конфликт между лицами разных национальностей").
Ищу на сайте чуть выше. Ага - вот тот самый анонс: сбор с окрестных городов 5 мая в Сургуте. Выходит, информация была открытой.
- Хотели въехать в город на Пасху и без официального разрешения, - уточняю я у избитых.
- Насчет разрешения наш косяк, - кивают. - Мы в прошлом году просили - не дали. Вот решили так проскочить.
- Да, и насчет Пасхи мы сомневались, - пожимает плечами один из них, Магомед (имя взято "с потолка", дагестанцы молили не упоминать фамилий - из вузов отчислят). - Мы хотели красиво все сделать - с детским домом договорились, игрушки везли, хотели скинуться по сто рублей с машины. А эти повалили нас на асфальт и спрашивают: кто крещеный? А потом били.
- Игрушки - это трогательно, - киваю, - но я уже съездил в детский дом. Там говорят, что ничего о вас не знают.
- Ну как же! - бэпан-шники поражены. - С зам директора созванивались!
Тут в комнату вихрем врывается глава дагестанского землячества, седоволосый аксакал Александр Зубаиров.
- Это война? - спрашивает он меня. - Вот за что их избили?!
- Оружие везли, - вспоминаю телерепортаж.
- Пять бейсбольных бит и два зарегистрированных газовых пистолета на 160 человек! Это оружие?!! - кричит Зубаиров. - И почему все время говорят о кавказцах там и русские были.
- Да, - хором сказали кавказцы и как щит выдвинули двух русских - один "очевидный" светлый, другой - брюнет. У второго, понятное дело, фингал.
- Они меня заставляли сдирать зеркальное покрытие с машины и есть, - вздохнул брюнет.
|
Помолчали. Что тут скажешь…
- Вот скажи, - на меня сбоку накинулся дагестанец, - зачем они так, а?!! Что мы сделали вам (тут он смутился), то есть им, плохого?!! Я вот тоже езжу с затемнением. Останавливают, заставляют сдирать, штрафуют. Я потом снова ставлю зеркалку. Ну зачем так, а?!!
- А зачем вы ставите зеркалку? - любопытствую.
- А это мое дело! - с вызовом говорит тот. - Пусть штрафуют, если догонят (улыбается).
"На фиг все правила на свете? Пацаны, а потом вы удивляетесь, почему нас не любят", - вспоминаю я цитаты из блога. Но это не снимает главного вопроса.
Почему Сургут залихорадило лишь в последние месяцы? Словно кто-то запустил адскую машинку с таймером обратного счета...
3 марта ОМОН врывается в чайхану "Халяль" и заставляет таджиков сбрить бороды, неодобрительно называя их козлиными. 13 апреля из-за неосторожного мата русских парней в присутствии матери дагестанца у рынка "Дружба" стенка на стенку сходятся пара сотен человек. 5 мая под горячую руку попадает автоколонна.
"В Югре обкатывается новая федеральная политика по отношению к приезжим кавказцам?" - осторожно проскальзывает в местной прессе.
- Если бы колонна кавказцев демонстративно въехали на Пасху в город, я бы на этом месте уже не сидел! - заявил мне начальник сургутской полиции Ерохов, чья репутация в городе уважительна - "честный мент". - Поймите, - говорит Ерохов, - я тут словно на лезвии ножа! Два года назад они тут на центральной площади лезгинку танцевать удумали. На 9 Мая!
- Но кавказцы тоже с немцами воевали… - пожимаю плечами.
- Но как люди на это посмотрят… - хмурится полицейский. Он словно пытается объяснить мне, москвичу, что-то очень важное, но не знает как. - К тому же 5 мая была информация, что они везут оружие, - чеканит он уже официальным тоном.
- Она подтвердилась?
- Да.
- Сколько? 5 бит и два зарегистрированных травмата?
- Незарегистрированных! - хмурится полковник. - А сколько, не скажу, это материалы следствия…
Теперь, говорят, под большим вопросом День города. Городские депутаты уже обратились к региональным властям срочно ввести в город на помощь немногочисленной полиции хотя бы сотню омоновцев.
И большинство сургутян за.
- Понятное дело, что эти мордовороты без дела стоять не будут и начнут бить и крушить всех - и правых, и виноватых, - признался мне местный бизнесмен-татарин. - Но потерпим, чего уж… Тут только с виду тихо.
Ну прямо-таки киргизско-узбекский Ош, где я был за полгода до кровавого межнационального конфликта. Те же тишина и сытое благополучие. И ощущение сжатой пружины…
Правда, через пару дней это ощущение чудесным образом… исчезло. Так бывает, когда не входишь сразу в эмоциональное пике, не торопишься с выводами. А зачем торопиться?
|
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ИЛИ ПСИХОЛОГИЯ
Сначала, говорят, в Сургут в 60-х приехали энтузиасты-комсомольцы, затем евреи, потом украинцы, и сейчас пришло время кавказцев. 300-тысячный город нефтянников оказался на пути миграции с бедного юга на богатый север.
Перед средним дагестанцем, с его безработицей и нищими зарплатами дома, выбор невелик: если не Москва, не Питер, значит - Сургут.
И в последние годы "кавказская миграция" в Югру нарушила тонкое равновесие. Причем нарушила грубо. Наплыв иммигрантов, льнущих к нефти и газу, затопил почти весь регион.
Я долго пытался понять, откуда у сургутян такая радость по поводу разгрома колонны. Здесь больше здравого смысла или психологии?
Обнаружив в городе спецкора "КП" мне вдруг стали звонить простые люди из пригородов. Чуть не плачут - достало! Дескать, всем заправляют дагестанцы. В их руках все - от торговли до судебных органов. Проштрафившихся соплеменников отправляют на родину, туда, где никакая полиция не найдет…
Но странная штука - при невинном вопросе, какой конкретно вам вред причинил условный чужак, люди обычно теряются. Долго думают. Нет, говорят, законы-то они стараются соблюдать (статистика это кое-как подтверждает - на мигрантов здесь приходится 20% преступлений). Но!
- Захожу в парк, там только нерусская речь, - размышляет моя коллега. - Они могут включить в маршрутке на телефоне свою музыку. Среди них вообще много наглых, они словно короли жизни. Раздражает!
- И все?! - спрашиваю.
- Только не называйте меня фашисткой, - морщится она, - поживите здесь, поймете, что этого достаточно!
В Сургуте я даже подумал: похоже, у человека в подсознании еще с пещерных времен спит "антиглобалистский" предохранитель, срабатывающий, когда рядом с его племенем внезапно поселяется запредельное число представителей "чужого", а тем более ментально (чего уж там!) не совсем родственного народа.
И с этой банальной мыслью здесь, кстати, соглашаются многие. И в "племенном раздрае" винят своего первого мэра Сидорова, который, по народной легенде, открыл город для приезжих. Самые ядовитые намекают на "слабоволие" в нацвопросе губернатора Натальи Комаровой, связывая его с тем, что муж у нее по национальности чеченец…
Но что с этим делать, знают почти все. Или почти никто.
СУРГУТСКАЯ АМЕРИКА
Народ на Югре решительный, прямой. Бог с ним, с этим интернационализмом. Тут верят только в один "оберег" - ОМОН. И надеются, что Москва все-таки согласится дать городу омоновцев-миротворцев побольше, чтоб с запасом… Словно для небольшой, но побеносной войны.
Депутат гордумы Анатолий Вац считает, что Москва должна внимательнее следить за регионом-донором, так как "если отсюда побегут, то это на себе почувствуют все регионы России". И предложил раздавать в аэропорту "Правила поведения в Сургуте".
- А что еще делать?!!! - грустил он, понимая, видимо, что идея выглядит как-то уж не по-сургутски прекраснодушной.
Ну какие еще варианты? Закрыть город, как Салехард? Поздно (экс-жители Кавказа уже прописаны у родни). Ужесточить миграционные законы? Какое это имеет значение для гражданина России с юга?
И только местный авторитет Серега, с которым я полуслучайно познакомился в последний день коммандировки, внимательно меня выслушав, неодобрительно качал головой.
- Да ну! - просто сказал он, прихлебывая зеленый чай.
- Что не так?
- Историю Америки знаешь?
- Ну, - отвечаю аккуратно, в тон.
- Ну и считай, что у нас здесь Америка. Все переселенцы. Индейцы у нас ханты-манси, они сейчас кочуют хрен знает где. А мы, считай, золотодобытчики. Русские, даги, чечены и другие (кстати, тут даги с дагами больше выясняют, чем с русскими). Пока золота на всех хватит и жизнь в городе сытая - ничего будет. То, что ОМОН колонну молодых дагестанцев положил, - нормально, поумнеют. Но у блатных и бизнесменов с дагами все хорошо, вместе работаем, а значит, все разрулим. Пусть Москва не трясется (подмигивает) - кипеж нам не нужен.
Пока Серега рассказывал, как воровский мир выполняет социальные задачи - запрещая, например, воровать у детей мобильные телефоны ("У меня ребенок в школе, поэтому сам слежу", - кивает он), у меня появилась идея.
- Серег, а ты русский? - спрашиваю.
- Ага.
- Мне тут русские с пригорода звонили, говорят, дагестанцы обижают. Вступишься?
- Да и нет.
- ?!
- Я смотрящему скажу, он выяснит, есть ли основания для предъявы. И тогда решать будем. А там даг или русский - без разницы. Я ж говорю - все мы тут переселенцы…
P.S. По словам местных активистов "БПАН", общество автомобилистов будет добиваться официальной регистрации в городе, чтобы проехаться колонной по городу на законных основаниях. "Уже из принципа", - зло комментируют они.
|
ВЗГЛЯД С 6-ГО ЭТАЖА
России роют "Халифат Тюмению"
Произошедшее под Сургутом, конечно, можно списать на общую раздраженность населения показной вседозволенностью кавказцев на дорогах и не только. Ведь даже 20% преступлений, числящихся тут за понаехавшими, уже очень много, учитывая, как южные диаспоры умеют отмазывать-откупать своих сородичей от наказания, - так что эта статистика явно неполная.
Однако дело намного глубже. И сургутское ЧП - лишний повод напомнить о тайных и явных пружинах, сжимающихся сейчас в нефтеносной Сибири.
Первыми о ваххабитском нарыве в самом сердце Родины заикнулись власти Нового Уренгоя - в конце 2012 года они резко ограничили въезд в город непонятным молодым людям из азиатских и северо-кавказских республик.
Эксперты не скрывают, что в нефтяные и газовые столицы целенаправленно едет молодежь, зараженная специфическими идеями либо открыто позиционирующая себя ваххабитами. Власти северокавказских республик, похоже, облегченно вздыхают, спихивая нам такой взрывоопасный, безработный и необразованный балласт. "КП" писала про это явление очень подробно, сделав целое расследование "Новый Уренгой закрылся от ваххабитов?". Самое забавное, что ваххабитские лоббистские ресурсы оказались запредельно могучими - уже в начале года въезд в Новый Уренгой открыли, потом опять закрыли. Потом режим въезда снова упростили... В прессе и на федеральном телевидении прошли сюжеты о нарушении прав религиозных экстремистов с характерным знакомым припевом: "Все люди - братья! Наша Родина - СССР! Деды воевали, бабки помогали! Среди каждой нации...". Ну дальше все это слышали, и не раз.
Сами ваххабиты, окопавшиеся в регионе, в этой пиар-кампании не участвовали, предпочитая молчать и готовиться. По данным эксперта Раиса Сулеманова, север России и Западная Сибирь стали тыловой базой ваххабитов. А год назад, по данным других экспертов, в местных, сибирских, "джамаатах" начали читать лекции о том, что вся имеющаяся на земле нефть дана Аллахом. Кяфиры (неверные) владеют ею незаконно. Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий округа, Республика Коми и часть Тюмени - прекрасный фундамент для исламского государства, которое рано или поздно признают все страны мира. Зваться это государство будет Тюмения.
Когда в 2011 году в Югру приезжали ваххабиты с Северного Кавказа и Киргизии, местные единоверцы даже пожурили их: "Зачем кричите о халифате? Молчите, как мы, и делайте дело". У северных суровых ваххабитов слова с делами не расходятся - своей "пехоты" в регион уже нагнали в достаточном количестве. Они пока разминаются, организовываются. Собирают с богатеньких единоверцев закят - специальный налог. Подтягивают к себе русских и татар, наличие которых в колонне участников "покатушек" должно почему-то полностью реабилитировать организаторов этой демонстрации. А вот специалистов, наоборот, насторожило - ибо в "чистом исламе" образца XII - XIV веков, который якобы и пытаются проповедовать ваххабиты, нет национальностей, есть только Цель.
Дмитрий СТЕШИН