Выход для Ходорковского: всех осужденных по экономическим статьям могут амнистировать 26 мая

Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов предлагает Госдуме объявить амнистию бизнесменам, осужденным за экономические преступления, приурочив ее ко дню предпринимателя 26 мая. Проект соответствующего постановления, как сообщает СП со ссылкой на "Коммерсантъ", будет внесен в нижнюю палату уже на следующей неделе.

Освободить от дальнейшего отбытия наказания предполагается более ста тысяч человек, чьи действия, по решению судов, подпадают под 53 состава различных преступлений в сфере экономический отношений. По замыслу бизнес-омбудсмена, это должно стимулировать развитие российской экономики.

В то же время Титов признает, что амнистия предпринимателей "понравится далеко не всем". Но без нее "нет возможности перевернуть страницу истории, написанную в "лихие" 90-е", сказал он "Ъ".

Инициативу в целом уже поддержали в двух думских фракциях – ЛДПР и "Справедливой России". Либерал-демократы (в лице вице-спикера Госдумы Игоря Лебедева) предложили "не просто выпустить" предпринимателей. А дать им "возможность либо вернуться в свой бизнес, либо организовать новый", чтобы, как говорит Лебедев, на следующий день после освобождения они не собрали чемоданы и не убежали из страны.

Правозащитники также считают амнистию необходимой. Однако опасаются, что ее не будет, поскольку в этом случае на свободу должен выйти и бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский. Чего власти вряд ли сейчас захотят допустить.

Впрочем, как считают опрошенные "СП" эксперты, дело не только в Ходорковском.

По мнению председателя партии "Западный выбор" Константина Борового, экономическая амнистия необходима для спасения страны:

- Такой шаг, безусловно, нужен. В заключении у нас более 200 тысяч предпринимателей, и значительная часть их в тюрьме не потому, что они совершили какие-то ужасные преступления. Там очень много случаев, когда с ними просто расправлялись таким способом, потом отнимали собственность, отнимали бизнес. И если Госдума объявит амнистию этим людям, то это будет только способствовать развитию экономики. Сейчас ведь мы переходим вот эту грань от нефтяной зависимости, и последствия снижения цен на нефть могут быть катастрофическими для страны. Нужны инициативные люди, которые эти предприятия создают. Особенно, конечно, речь идет о предпринимателях, которые осуждены несправедливо, но по закону, с соблюдением всех формальностей (хотя по существу, конечно же, несправедливо). Так что это очень хорошая инициатива.

"СП": - По-вашему мнению, есть вероятность, что парламентарии ее одобрят?

- В этот раз, насколько я знаю, Кремль настроен на то, чтобы она прошла. Потому что цифра ведь огромная: те статьи, по которым предлагает провести амнистию Титов, это более ста тысяч человек. Ну, это точно не бандиты. И точно не будет последствий амнистии 53-го года. Это люди энергичные и порядочные в большинстве своем. И это может помочь стране развивать экономику.

"СП": - Есть некоторые персоны (например, Ходорковский, Лебедев, Навальный), освобождение которых – вопрос уже политический. Они тоже попадут под амнистию, или придумают уловки, чтобы этого не случилось?

- Навального с удовольствием амнистируют, потому что он не опасен. А вот Ходорковского и Лебедева, думаю, не освободят. Но речь ведь идет не о них. Речь идет о ста тысячах действительно энергичных, сильных людей, которые могут, и будут создавать предприятия и развивать экономику. Они просто очень нужны сейчас здесь. По Ходорковскому и Лебедеву может быть только отдельное решение, потому что это узники персонально Путина. В "пакете" с предпринимателями такое решение маловероятно.

"СП": - Если амнистию все-таки проведут, какой это даст сигнал бизнесу? Не захотят ли освобожденные после тюрьмы, после того, как многое потеряли, просто спокойной жизни?

- Экономика находится в катастрофическом состоянии. Почти полностью бюджет наполняется нефтяными деньгами и производными от этих нефтяных денег. Если нынешняя ситуация останется, а падение цен на нефть продолжится, то нас может ожидать катастрофическое развитие, вплоть до оказания стране гуманитарной помощи. Спасением может быть только развитие собственной экономики. И эти люди могут ее поднять и, по существу, помочь пережить вот этот следующий кризис. Конечно, ситуацию надо менять не только на уровне персоналий – руководителей бизнеса. Необходимо также освободить бизнес – начать реальную борьбу с коррупцией. Иначе эти предприниматели все скоро окажутся за границей. Но что-то делать надо. Амнистия – это не шаг милосердия. Это шаг спасения. Это, если хотите, шаг укрепления Путиным власти. Предполагать, что он откажется от такой возможности – ну, я не могу.

"СП": - То есть, дело даже не в Титове?

- Мне кажется, что Титов, человек не очень самостоятельный. И если он выдвинул такую инициативу, и ей еще дали распространиться (мы тоже призываем к амнистии бизнеса уже несколько лет, но пока никакие СМИ эти призывы не распространяли) - значит, что идея эта родилась скорей всего в Кремле. То есть амнистия, по всей вероятности, будет подготовлена. Насколько широкая? Не знаю. Они сейчас там об этом думают. Будет ли она касаться Ходорковского и Лебедева? Знаю - не будет.

Академик РАН, доктор экономических наук Олег Богомолов считает, что "страницу истории "лихих 90-х"" так просто перевернуть не удастся.

- Конечно, если экономика подчинена интересам зажиточных и богатых людей, тогда их всех можно оправдать. Но, думаю, что большинство граждан воспринимает это очень настороженно. Как? Вы совершили то или иное экономическое преступление, с какой стати вас должны оправдать и отпустить? Люди не поймут. У нас ведь даже нет еще практики конфисковывать имущество такого рода преступников. Так что боюсь, едва ли эта идея в обществе будет принята аплодисментами.

"СП": - Но есть мнение, что многие осужденные по экономическим статьям сидят незаслуженно, что с ними просто расправились, чтобы отобрать бизнес…

- Дела тех, кто сидит незаслуженно, надо пересмотреть, если есть основания. Но тех, кто заслужил, заставить понести наказание, как это положено по закону. Ведь все эти преступления наносят ущерб государству и нам. Это мы с вами платим за все эти взятки, "откаты", потому что коррупция обходится нам удорожанием того, что мы покупаем. Рекламу тоже мы оплачиваем, поскольку все затраты на рекламу идут за счет потребителя. И идея амнистии в значительной степени исходит из интересов бизнес среды. Конечно, как и во всем есть и невинно осужденные или, может быть, умышленно кого-то упрятали в тюрьму для того, чтобы захватить бизнес. Но такие случаи нужно рассматривать отдельно. Скопом, всех – вот это, мне кажется, будет воспринято в обществе как очень несправедливый шаг.

"СП": - Как вы думаете, могут на свободу выйти Ходорковский и Лебедев, которые уже отсидели довольно солидный срок?

- Мы не будем гадать. Я вообще не очень уверен, что такого рода предложение пройдет и его одобрят. И Ходорковский с Лебедевым, и Навальный – это отдельные случаи. Есть тут и политика. Но есть, видимо, и злоупотребления. Откуда взялись-то наши олигархи? Они не могли заработать. Я понимаю, Билл Гейтс и другие, которые своими изобретениями развертывали бизнес. А наши, на чем делали деньги? На приватизации-прихватизации? Сегодня Ходорковский многое пересмотрел. Но и на нем тоже стоит печать вот этих "лихих 90-х", когда шло разграбление народного достояния. Ведь это общенародной собственности они прихватили, и за бесценок. Эти аукционы залоговые…. И никто ведь за это не ответил по существу. Ну, убежал Гусинский, еще Смоленский, прихватив с собой один миллиард долларов. Они же наказания никакого не понесли. Это вопрос социальной справедливости, и он волнуют очень многих. И вызывает несогласие с тем, что такие случаи оказываются безнаказанными.

Фото Андрей Стенин/РИА Новости

Читайте полную версию на сайте