Правительство предлагает утилизацию речного «хлама»
— Доклад, в котором говорится об этой мере, первый заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович уже направил президенту, — заявил собеседник издания. Суть программы, которую готовят в Минтрансе и Минпромторге, в том, чтобы создать судовладельцам такие условия, при которых им будет выгоднее не продолжать эксплуатировать старые теплоходы и не продавать их, а сдавать на металл, получая за это компенсацию, которая пойдет на приобретение нового судна аналогичного класса.
Предполагается, что судовладелец не только получит новое судно, но и вложит таким образом деньги в отечественное судостроение, что также будет способствовать экономическому развитию отрасли.
Пока идея находится в стадии проработки и участвующие ведомства не готовы назвать суммы, которые потребуются на реализацию программы. По мнению судовладельцев, для воплощения этой идеи в жизнь деньги не главное: важнее то, что серийного строительства пассажирских речных судов в России нет.
Как рассказал "Известиям" гендиректор Столичной судоходной компании Дмитрий Балыков, кроме выделения необходимых финансовых средств на реализацию программы по утилизации необходимо предварительно еще разработать несколько проектов теплоходов разных классов, которые судовладелец сможет приобрести.
— У нас не только сейчас ничего в этом сегменте не строится, у нас даже готовых проектов нет, — объясняет Балыков. — Одним из самых массовых проектов в СССР был Р51 "Москва", использовавшийся и в качестве прогулочного, и для регулярных пассажирских перевозок. Так вот, сейчас суда этого проекта строить нельзя — изменились требования Речного регистра. А их построено было более 1,2 тыс., и примерно половина всё еще в эксплуатации. Их приходится модернизировать. Значит, надо проектировать заново и только потом строить. Для судоходной компании это слишком большие затраты, дешевле модернизировать и ремонтировать уже имеющийся флот. И так же с другими классами.
По словам Дмитрия Балыкова, сегодня строительство одного речного теплохода, аналогичного "Москве", обойдется, с учетом всех налогов и прочих дополнительных расходов примерно в 50 млн рублей.
— Если бы государство предложило 20–25 млн рублей компенсировать, судовладельцы бы в очередь становились старые теплоходы сдавать. Если будет серийное строительство, цена должна быть ниже, тогда при дополнительном финансировании из бюджета в рамках такой программы судовладельцы готовы массово обновлять свой флот, — отмечает он.
Такого же мнения придерживается и руководитель компании "Аргофлот" Александр Анишкин.
— Если говорить о классе речных 4-палубных круизных теплоходов, с которыми мы работаем, то ситуация такова, что для Москвы и Санкт-Петербурга эта программа вряд ли окажется востребованной — в этих регионах просто нет таких теплоходов, которые имеет смысл сдавать на утилизацию. Столичная судоходная компания сейчас приобретает где-нибудь в регионах теплоход в среднем техническом состоянии, оставшийся еще с советских времен, перегоняет его в Москву и приводит его в хорошее техническое состояние. Меняются отделка помещений, навигационные средства, возможно, и двигатели — всё равно это оказывается выгоднее, чем покупать новый теплоход. А если теплоход в хорошем состоянии и работает, нет нужды его менять, — рассказывает Анишкин.
Теплоходы круизного класса в России вообще не строят. По словам участников рынка, даже во времена СССР круизные суда строили преимущественно в союзных государствах — Чехии, Польше, ГДР.
— Вот в регионах речным пароходствам действительно будет иметь смысл заменить таким образом небольшие суда, используемые в основном для пригородных перевозок. Зачастую у них теплоходов оказывается в наличии больше, чем они могут эксплуатировать, и часть этих судов стоит в затонах в неисправном состоянии, — продолжает глава "Аргофлота".
Заместитель гендиректора компании "Мостурфлот" Светлана Гончарова, напротив, уверена, что именно в сегменте круизных судов программа утилизации была бы очень актуальна — в настоящее время у туристов существует спрос на новые теплоходы, на них в первую очередь раскупаются все билеты.
— Мы недавно построили один новый теплоход и провели глубокую модернизацию второго — там от старого остался только корпус, — рассказывает Светлана Гончарова. — Так вот, на них билеты раскупаются в первую очередь, хоть они и дороже. И мы вынуждены следовать тенденциям рынка, а потому любая поддержка от государства нам будет кстати. К сожалению, готовых проектов действительно практически нет, как нет и серийного строительства.
— Тут же всё гораздо сложнее, чем с автомобилями, — уточняет Дмитрий Балыков. — Это в автосалоне вы говорите: "Хочу вот такую машину в такой комплектации", и вам ее через день-два привозят, потому что их наштампованы тысячи. А судно и строить дольше, и судостроители не будут строить впрок без конкретного заказа. Да и индивидуальность по комплектации у каждого судна куда существеннее, чем у автомобилей. Мне кажется, проще было бы изменить требования регистра, чтобы использовать уже существующие проекты.