Госдуме РФ предлагают объявить амнистию бизнесменам, осужденным за экономические преступления
Сегодня, 8 мая, "Коммерсант" написал о том, что уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов предлагает Госдуме объявить амнистию бизнесменам, осужденным за экономические преступления, приурочив ее ко дню предпринимателя 26 мая.
Идею экономической амнистии Борис Титов, ранее возглавлявший организацию предпринимателей "Деловая Россия", обнародовал еще в прошлом году, как только президент назначил его уполномоченным по правам предпринимателей. Тогда же в Госдуме при участии господина Титова была создана межфракционная рабочая группа по защите интересов предпринимателей, действующая в контакте и с "Деловой Россией", и с омбудсменом. На нее и рассчитывает господин Титов, так как объявление амнистии, согласно Конституции, прерогатива депутатов Госдумы.
Освободить от дальнейшего отбывания наказания нужно всего 110 924 человека, которые сейчас отбывают наказание за экономические преступления. Так считают члены экспертного совета при омбудсмене, которые проработали процедуру амнистии. По их расчетам, под амнистию подпадают 53 состава различных преступлений в сфере экономических отношений. Самыми спорными будут преступления, предусмотренные Уголовным кодексом в статьях 159 ("Мошенничество"), 160 ("Присвоение или растрата") и 165 ("Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием"). На досрочное освобождение смогут рассчитывать только те, кто совершил преступления в сфере предпринимательства.
Господин Титов признает, что "амнистия осужденных предпринимателей в стране понравится далеко не всем". Но "без нее сегодня нет возможности перевернуть страницу истории, написанную в "лихие" 90-е", пояснил он "Коммерсанту".
Именно тогда, считает господин Титов, "правила игры были прописаны не в законах, а в понятиях". Впрочем, отметил омбудсмен, и в последнее десятилетие российским предпринимателям легче не стало, хоть и проведена "частичная работа по гуманизации уголовного законодательства в экономической сфере, изменено налоговое законодательство, мотивирующее использование "прозрачных" схем ведения бизнеса". Но при этом уголовное преследование "по заказным делам" стало способом "отъема собственности". Только за 2009-2012 годы, по данным Бориса Титова, "не менее 600 тыс. привлекались к уголовной ответственности, из них 110 924 человека осуждены". Во многих случаях предпринимателей привлекали к ответственности "без наличия пострадавших".
Председатель экспертного совета при омбудсмене, представитель правительства в высших судебных инстанциях, предложивший проект амнистии Михаил Барщевский считает, что проблема не только в том, что в результате в стране "закрылись не менее 2 млн рабочих мест", но еще и в "страхе безосновательного уголовного преследования", который стал "основным фактором, демотивирующим к ведению бизнеса". Без бизнеса, по мнению Бориса Титова, "нет стабильной и растущей экономики", потому что "только частная инициатива активных энергичных людей готова это обеспечить". И амнистия стала бы для этих "людей сигналом, что они нужны, что им можно открывать свое дело без страха оказаться за решеткой".
"Вопрос только в одном: как отделить общеуголовное мошенничество от экономического",— заявила член Общественной палаты, доктор юридических наук Елена Лукьянова. По ее словам, "необходимое для этого юридическое определение профессионалы выработали и готовы предложить депутатам".
"Если они все просчитали, то пусть вносят проект постановления: будем смотреть",— завил единоросс, глава думского комитета по уголовному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. Его комитет обычно готовит все проекты постановлений об амнистии к рассмотрению Госдумой. Каким может быть мнение членов комитета, господин Крашенинников прогнозировать не берется. Но лично он уверен, что "никаких криминологических последствий от освобождения бывших предпринимателей не будет".