Электроэнергетике не хватило законов
Решить проблемы, по мнению представителей ведомства, возможно путем доработки существующего законодательства в сфере установления тарифов в электроэнергетике, а также за счет повышения качества госрегулирования деятельности местных сетевых компаний. Аналитики соглашаются, что утверждение правил на законодательном уровне повысит инвестиционную привлекательность отрасли и сдержит рост тарифов.
На сегодняшний день тарифная политика в электроэнергетике регламентируется Федеральным законом "Об электроэнергетике", постановлением правительства "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" и методическими указаниями по расчету регулируемых ценовых ставок в электроэнергетике, утвержденными Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Кроме того, косвенно вопросы ценообразования урегулированы Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденными постановлением правительства.
Согласно отчету аудиторов, с 2009 по 2012 год тарифный рост на услуги по передаче электроэнергии в среднем для потребителей увеличился от 1,6 до 3,1 раза. Одной из причин роста суммарного тарифа для потребителей (в среднем на 20%) стала отмена обязательного лицензирования деятельности компаний по передаче электроэнергии, в связи с чем распределительных электросетевых организаций стало слишком много.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа, любая организация, эксплуатирующая объекты электросетевого хозяйства, вправе называться территориальной сетевой компанией с момента установления для нее тарифа на оказываемые услуги.
— Потребители, которые имеют сетевые активы, — трансформаторы и линии электропередач, регистрируют коммерческие общества, передают оборудование на баланс, а потом идут в региональную службу по тарифам и получают тариф на передачу электроэнергии. В соответствии с законом региональная служба по тарифам обязана установить тариф. Таким образом создаются новые сетевые компании. При этом четко не прописано, какая компания является сетевой и под какое регулирование она попадает. Сейчас этот вопрос дорабатывает ФСТ. У них есть стратегия по ограничению регистрации сетей, которые обслуживают одного потребителя, с тем чтобы затраты на содержание таких сетей не ложились в тариф для остальных потребителей и не раздували его, — объясняет аналитик "Атона" Илья Купреев.
Директора Фонда энергетического развития Сергей Пикин согласен, что регулятору сложно проверить эффективность затрат монополий, в соответствии с которыми устанавливается тариф.
— Для того чтобы проверить затраты, необходимо понять целесообразность инвестиций. Регулятор воспринимает их целесообразность как данность, даже если компания пришла с инвестпрограммой на миллиарды рублей. Чтобы сделать затраты монополий более эффективными, необходимо проводить общественные слушания, в том числе на региональном уровне. Сейчас разрабатывается документ, который установит проведение таких слушаний. Механизм должен работать самостоятельно на основе некой системы правил принятия решений, чтобы избежать ручного регулирования в этом вопросе, — считает Пикин.
Эксперты отрасли прогнозируют также дополнительный скачок тарифа для конечного пользователя после отмены перекрестного субсидирования населения. В настоящее время субсидирование позволяет перекладывать часть тарифной нагрузки с населения и потребителей, к нему приравненных, на предприятия, компании и частных предпринимателей.
— Перекрестное субсидирование можно объяснить проводимой социальной политикой, когда темп роста тарифов для населения не может превышать уровень официальной инфляции. Но в соответствии с курсом, который сейчас проводит правительство, субсидирование постепенно будет ликвидировано, как это сделано в отношении поставок иных видов ресурса, и население станет оплачивать экономически обоснованную величину тарифа — сначала в объемах потребления сверх социальной нормы, которую правительство планирует ввести с 2014 года. Таким образом, в ближайшее время темп роста стоимости электрической энергии для населения будет более быстрым, чем для иных категорий потребителей, что должно снизить тарифную нагрузку на промышленных производителей и предпринимателей, — рассказывает директор ООО "Центр правового обслуживания" Анна Коняева.
Впрочем, аналитики сходятся во мнении, что для сдерживания роста тарифов необходимо увеличить сроки реализации инвестиционных проектов, а также найти альтернативные источники инвестирования в отрасль.