Косметическая хирургия и фетишизация женского тела

Вы заметили, что теперь новой статусной частью женского тела, означающей принадлежность к определенному классу, стала верхняя часть руки? Об этом пишет ИноСМИ со ссылкой на статью Хелли Фримен на "The Guardian".

Иногда я задумываюсь, как будущие поколения будут смотреть на наше время? Так и представляю себе исторические экскурсии, посвященные 21 веку, на которых школьников будут водить по реконструированным улицам с вывесками Costa Coffee, Caffe Nero и, конечно, Starbucks и рассказывать о "великой кофейной мании", пережитой предками. И их это будет так же шокировать, как нас истории о лечении пиявками и бубонной чуме. Возможно, им также расскажут о том, что предки предпочитали знакомое новому и хотели есть одно и то же везде, куда бы ни приезжали. Поэтому у них были так называемые "сети фаст-фуда", благодаря которым они могли жевать совершенно одинаковые багеты с сыром и помидорами в Ротереме на одной неделе и в Эдинбурге – на другой.

Впрочем, есть одна вещь, которая характеризует определенные аспекты нашего времени даже лучше, чем навороченный кофе в детских чашках-непроливайках. На этой неделе Американское общество пластических хирургов опубликовало свежую статистику по своим процедурам. Просматривать ее все равно, что листать журнал Grazia – только без риска встретить "луки" знаменитостей и фразу "тело для бикини". Перед нами пример зацикленности на женском теле в самой грубой и крайней форме - без всяких эвфемизмов про "профилактику" и "обновление", которыми щеголяла на прошлой неделе бывший парламентарий Луиза Менш (Louise Mensch) обсуждая в эфире Newsnight сделанную ей подтяжку. ("Guardian меня однажды спросила о подтяжке, но я отказалась отвечать, потому что журналисты все время стараются принижать женщин-политиков, сводя разговор к внешности", - заявила Менш, разумеется, ничуть не принижавшая себя, обсуждая с Джереми Паксманом (Jeremy Paxman) свою пластическую операцию.)

Хотя по художественным достоинствам отчет Общества пластических хирургов несколько уступает "Волчьему залу", в нем все же есть немало интересного – например, восклицательные знаки ("2012 год ознаменовался рекордным числом - более 61 миллиона! - инъекций ботулинического токсина типа А") или одинаковые картинки с предположительно (видны только голова и плечи) голой женщиной на каждой странице. Видимо, эти картинки показывают, что – как многие из нас давно думали – пластическая хирургия стремится к тому, чтобы все женщины стали одинаковыми и похожими на роботов (недаром в 2012 году в Америке 91% косметических хирургических процедур приходился на долю женщин).

Однако любопытнее всего, на мой взгляд, страница, на которой рассказывается, как меняется популярность процедур. Это дает реальную возможность заглянуть в мир фиксации на женском теле. Например, подтяжек лба в 2012 году было сделано на 63% меньше, чем в 2000 году. Это, вероятно, было связано с модой на ботокс – количество его инъекций выросло на 680%. Подтяжек груди и ягодиц стало, соответственно, на 69% и 114% больше, чем в 2000 году, что отражает определенную тенденцию – теперь определенные части женщины должны быть выше и туже. Когда-то женщина меняла гардероб, потому что мода на полоски сменялась модой на горошек. Теперь речь уже идет о моде на части тела. 

Хотя самой популярной хирургической процедурой остается – что неудивительно - увеличение груди, в Америке количество этих операций упало за прошлый год на 7%. Зато подтяжек верхней части рук в 2012 году провели на 4473% больше, чем в 2000 году. Поразительная цифра, но вполне ожидаемая. 

Возможно, вы не заметили, но верхняя часть руки стала новой статусной частью женского тела, свидетельствующей о преданности делу (делу обладания статусными частями женского тела) и о принадлежности к определенному классу, так как в основе лицемерной фетишизации женского тела всегда лежит именно класс. Поэтому New York Magazine был не совсем прав, обвиняя Мишель Обаму в том, что ее руки "порождают моду на липосакцию". Только у людей, принадлежащих к определенному классу, есть время и деньги, чтобы поддерживать руки в хорошем состоянии, не прибегая к хирургии. Это могли бы подтвердить Анна Винтур (Anna Wintour) (теннис в 6 утра ежедневно) и Гвинет Пэлтроу (Gwyneth Paltrow) (она ведь рассказывала о своих тренировках?). Эти женщины, как и, скажем, Дженнифер Энистон (Jennifer Aniston) всегда носят платья без рукавов - даже зимой. В самом деле, зачем иметь статусную часть тела, если ты ее прикрываешь? Рукава для распустех с дряблой кожей. Вот в чем смысл статусных частей тела – и вот почему они постоянно меняются. Это должно быть то, что могут позволить себе лишь немногие – и именно поэтому руки скоро утратят это значение, так как все больше женщин будут придавать им нужный вид хирургическим путем. 

Итак, какая же часть женского тела станет статусной в дальнейшем? Я бы поставила на "вызывающую зависть спину" и, соответственно, на рост популярности липосакции спины. Это напоминает игру в "Охоту на кротов" - только происходит она на женском теле и проходит намного болезненнее для женщин, чем для кротов. Я бывала в Лос-Анджелесе во время оскаровского сезона и могла бы думать, что слышала обо всех возможных формах пластической хирургии - от укорочения пальцев ног (чтобы ногти не торчали из босоножек Jimmy Choo) до подтяжки губ (привет, Джокер). Но, как знает каждый, кто хоть раз видел "столбец позора" на сайте Mail Online, число частей тела, за которые женщину можно критиковать воистину неисчерпаемо (см. "Что случилось с веком Зоуи Дешанель" ("What is wrong with Zooey Deschanel's eyelid?") Mail Online, 12 марта).

В конечном счете, речь идет не о пластической хирургии, а о том, какая часть женского тела будет фетишизироваться и использоваться, чтобы заставлять женщин стесняться своего тела. А если кто-нибудь из них решит лечь под скальпель хирурга, чтобы привести себя в соответствие с какой-то картинкой – что ж, это вовсе не ненависть к самой себе, а просто современный стиль жизни.


Читайте полную версию на сайте