«Вторую беду» России ликвидировали росчерком пера
Дмитрий Медведев нашел способ обеспечить страну хорошими дорогами
По существующему законодательству, если платными становятся дороги, проходящие "в местах исторического проживания людей", то есть, фактически во всех российских городах и поселках, то "для снятия социальной напряженности", при установлении максимального размера оплаты нужно учитывать "социальный подход". И размер оплаты за проезд по такой дороге, рассчитанный с учетом этого самого "социального подхода", может быть не больше 1,5 рубля.
Однако, как считает премьер Медведев, такая цена не может обеспечить необходимый уровень доходов частному инвестору, позволяющий возместить средства, вложенные в строительство и эксплуатацию дороги в соответствии с концессионным соглашением. В результате у государства могут возникнуть трудности в привлечении частного капитала для создания и эксплуатации дорожной инфраструктуры.
Стоит пояснить, что сегодня большинство платных дорог в России строятся за счет государства, и их строительством занимается госкомпания "Автодор". Но она собирается привлекать к этому делу частных инвесторов. Однако, как говорят в "Автодоре", затраты инвесторов не будут окупаться, если взимать с водителей всего лишь 1,5 рубля за километр, поэтому возникнут трудности с их привлечением.
Сейчас проектов концессии всего два: строящийся 18-километровый участок объездной дороги вокруг Одинцово в Московской области, и новый участок трассы Москва - Санкт-Петербург, который возводится совместно с французскими инвесторами. Одинцовская дорога находится явно "в местах исторического проживания", поэтому стоимость проезда по ней будет ограничена, если, конечно, не примут нового закона. Ну, а по платной трассе от Москвы до Питера стоимость проезда может составить 1,75 - 2,60 рубля за километр.
Отметим: в рамках заключенных концессионных контрактов из федерального бюджета прямо и косвенно покрывается почти половина инвестиционной стоимости проектов. Это означает, что россиянам придется дополнительно оплачивать за проезд по дорогам, которые построены на их же налоги, которые они платят в бюджет.
- Во-первых, платная дорога, сама по себе, противоречит сразу двум статьям Конституции России: статье 27, гарантирующей гражданам свободу передвижения, и статье 19, говорящей, что все равны перед законом, независимо от социального и материального положения, – комментирует "СП" вице-председатель "Движения автомобилистов России", адвокат Леонид Ольшанский. – Если у человека много денег, то сможет поехать по хорошей платной дороге, а если он врач, инженер, учитель и так далее, и денег у него немного, то должен ехать в обход по разбитой грунтовке?
Во-вторых, Медведев и Путин постоянно говорят о том, что главная цель нашего государства – это социальная справедливость. Но какая же это справедливость, если цена будет расти, и станет просто не по карману простому россиянину. Ведь совершенно очевидно, что она продолжит расти и дальше, в случае принятия новой методики расчета".
И все этот происходит на фоне того, что в стране растет социальное напряжение, поднимается оппозиция, а автомобилисты – это мощная сила. Только частных машин в России сегодня 40 млн. Люди будут сначала негодовать, затем - не платить, потом начнут ломать шлагбаумы и перекрывать дороги… По моему убеждению, платные автодороги – источник социального взрыва", - предупреждает эксперт.
"Теперь стоимость платных дорог может вырасти и до трех, и до пяти, и до десяти рублей за километр, учитывая, что затраты действительно большие. Точную цифру назвать сложно, скорее всего, она будет зависеть от региона и особенностей дорожного покрытия", - цитирует портал Finam гендиректора City Express Алексея Кичатова. По его мнению, повышение стоимости может привести к тому, что автолюбители вовсе откажутся там ездить, и по ним будут гонять только дальнобойщики и прочие "коммерсанты", у которых затраты на проезд окупаются. Автомобилисты предпочтут стоять в пробках. Но если власти окончательно запустят состояние бесплатных дорог, то люди будут просто вынуждены пользовать платными. А такого принуждения от наших командиров ожидать очень даже можно.
Космические дороги России
В конце прошедшего года глава Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Анатолий Чабунин привел такие данные: около 40 тыс. российских населенных пунктов до сих пор не имеют доступа к дорогам с твердым покрытием. Россия оказалась в числе десяти стран с наихудшими дорогами в мире (136-е место среди 144 стран в рейтинге глобальной конкурентоспособности Global Competitiveness Index за 2012-2013 годы). По оценке экспертов, подготовивших рейтинг, хуже, чем в России, дороги в лишь таких странах, как Украина, Габон, Гвинея, Монголия, Гаити и Молдова.
В прошлом году Генпрокуратура России, проверив качество дорожного покрытия, пришла к выводу, что каждое пятое ДТП в стране случается именно из-за плохих дорог. По данным ведомства, в России более 60 % дорог регионального и местного значения не отвечают требованиям госстандартов, находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют реконструкции или ремонта. А в отдельных случаях разрушение муниципальных дорог представляет реальную "угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан".
И это не удивительно, ведь, по словам замруководителя Росавтодора Николая Быстрова, некоторые региональные трассы не видели ремонта чуть ли не с середины прошлого века. "В год мы ремонтируем чуть более 10 % федеральных автодорог, то есть 1 км федеральных трасс ремонтируется в среднем раз в 10 лет, а каждый километр территориальных дорог – раз в 70 лет", – сообщил глава дорожного ведомства.
Одной из главных причин катастрофического состояния дорог в России принято считать отсутствие достаточного финансирования. По крайней мере, так любят говорить чиновники. Действительно, в начале 2000-х годов дорожная отрасль хронически недофинансировалась из бюджета, но сейчас ситуация резко изменилась. В последние годы бюджет Росавтодора скромным не назовешь.
Суммарный объем федерального и регионального дорожных фондов уже перевалил за триллион рублей. В прошлом году размер федерального дорожного фонда России составил более 391 млрд рублей, а в нынешнем он вырос до 450 млрд рублей. Для сравнения: на космические программы, включая развитие ГЛОНАСС и строительство космодромов, государство в 2013 году направит всего около 179 млрд рублей. Выходит, Россия тратит на ремонт и строительство автомобильных дорог почти в три раза больше, чем на космос. Так почему же российские дороги по-прежнему остаются самыми худшими в мире?
Потому что строить дороги в России очень дорого, утверждают чиновники Росавтодора, а применение евростандартов при проектировании и строительстве повышает их стоимость примерно на 15 %. При этом чиновники оправдываются тем, что на российских дорогах наживаются вовсе не подрядчики, которых они нанимают, а смежные отрасли. К примеру, региональный рынок песка и щебня сильно монополизирован, и цены на нем запредельные. А может, причина дороговизны дорог все-таки в подрядчиках? Кто они?
Фото: ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ Сергей Вдовин