Реклама вина и шампанского вернется в СМИ и интернет
Поправки
(есть в распоряжении "Известий ") планируется внести в ст. 21 закона "О
рекламе". В ней пропишут, что реклама вина и игристого вина
(шампанского) разрешается в периодических печатных изданиях и интернете.
Поправки внесет в мае член комитета ГД по экономической политике,
инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский. В
пояснительной записке к законопроекту отмечается, что из-за
невозможности донести информацию о своих винах российским потребителям в
условиях действующих норм закона "О рекламе" выход на рынок вина
фермерских хозяйств и малых предприятий "чрезвычайно затруднен". Такая
практика идет вразрез с госполитикой по увеличению площадей
виноградников и количества отечественных производителей вин.
—
Культура потребления вина в целом не приводит к такой массовой
алкоголизации, как потребление более крепких напитков. Поэтому никто не
говорит о том, что, если мы будем помогать виноградарству, возрастет
потребление алкоголя, — заявил "Известиям" Звагельский. Речь идет
исключительно о качественных винах, и законопроект не касается опасной
для здоровья продукции с добавлением спирта, подчеркнул депутат.
Напомним,
что запрет на рекламу любого алкоголя в печатных СМИ вступил в силу с 1
января 2013 года. Одновременно для крепких напитков закрылся интернет.
Первый
эшелон запретов заработал еще в июле 2012 года. Тогда рекламу
алкогольной продукции запретили на всех видах транспортных средств
общего пользования. В рекламе запретили использовать образы людей или
животных. В первую очередь запреты коснулись пивоваров, как самых
активных рекламодателей в прессе и на наружных носителях.
Руководитель
отдела исследования интернета аналитического центра "Видео Интернешнл"
Алексей Беляев считает, что в эпоху до запретов вино и шампанское
занимали, по самым оптимистичным оценкам, 0,5–1% от всего рынка рекламы.
Соответственно, годовой оборот в этом сегменте достигал от силы 200 млн
рублей. Перспектива разрешения на рекламу вин и шампанского вряд ли
существенно повысит эту цифру, так как вина вряд ли когда-либо станут
товаром ежедневного потребления, как, например, пиво, полагает Беляев.
—
Гораздо важнее сам факт, что впервые за 20 лет у нас могут принять не
запретительный закон, а, наоборот, разрешительный, — считает
председатель комиссии экспертов Ассоциации коммуникационных агентств
России Владимир Евстафьев.
Запрет на рекламу алкоголя наложил
свой отпечаток в том числе и на виноградарей. Только отдельным из
крупных производителей удалось сохранить объемы продаж, и то ценой роста
бюджетов на маркетинг: листинг в торговых сетях, промоакции. Сложности
коснулись в первую очередь мелких и средних производителей, а также
потенциальных стартаперов, говорит PR-директор "Абрау-Дюрсо" Виталий
Рязанцев. В то же время замена крепких напитков качественными тихими и
игристыми винами в продуктовой корзине граждан могла бы стать шагом в
борьбе с пьянством, считает он. Именно так поступали в европейских
странах.
Такой же точки зрения придерживается директор Центра
исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим
Дробиз. 4,5 л вина в год приходится в среднем на душу россиянина,
говорит Дробиз, а крепких напитков и пива — 16 и 75 л соответственно.
—
Пиво в сознании россиян не является алкоголем и не способно составить
конкуренцию крепким напиткам, что подтверждает советский опыт, поэтому
винодельческая продукция — единственная альтернатива им, — считает
Дробиз. В то же время, по его данным, с момента запрета на рекламу
продажи вина в России за второе полугодие 2012 года просели на 7%, за I
квартал года нынешнего — на 6%. Информационно-рекламная кампания в
прессе могла бы стать действенным фактором воздействия на сознание
граждан и изменения структуры потребления алкоголя в рамках
антиалкогольной кампании, считает директор ЦИФРРА.
Председатель
правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин
тоже склоняется к тому, что полное табу на рекламу алкоголя в СМИ и
интернете было "перегибом" в части винодельческой продукции, однако
снимать его преждевременно. Должна пройти хотя бы пара лет, считает
Янин.
— Кроме того, есть опасность, что за виноделами
подтянутся другие производители слабого алкоголя — пивовары,
коктейльщики. А им разрешать рекламу никак нельзя, потому что они
ориентируются на подростков 14–18 лет, — сказал он "Известиям".
Обсудить проблему не против и в Федеральной антимонопольной службе (ФАС).
—
Эту тему можно обсуждать с Министерством здравоохранения и социального
развития с точки зрения влияния рекламы алкогольных напитков и, в
частности, вина. Если есть цифры (демонстрирующие вред вина для
населения. — "Известия"), то вполне запрет уместен. Если такие оценки не
производились, то эту тему следует дополнительно обсудить, — заявил
начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский.
Однако
перспективы принятия законопроекта в том виде, в котором он есть сейчас,
достаточно сомнительны; принимая во внимание сложившуюся в последнее
время политику государства по отношению к алкогольной проблеме и
вытекающие из этого законодательные тенденции, это будет нелогичным,
считает руководитель арбитражно-судебной практики юридической фирмы ЮСТ
адвокат Александр Евдокимов.
— Государственная воля в области
охраны здоровья от вреда, связанного с употреблением алкоголя и
табакокурением, выражена достаточно однозначно и жестко. При этом,
несмотря на то что в целом в нашем обществе к проблеме табакокурения
относятся более терпимо, чем к употреблению алкоголя, в случае с
табакокурением ограничения сейчас введены очень жесткие, порой даже
круче, чем в Европе. Поэтому трудно представить весомые основания,
которые заставят законодателя отступить от "генеральной линии" в
отношении отдельных видов алкогольной продукции, — говорит юрист.
Тем более что Минздрав выступает против.
—
Наша позиция такая, что весь алкоголь должен быть в крупных
специализированных магазинах — там, пожалуйста, рекламируйте, продавайте
что хотите. Пока не будет налажен строгий ГОСТ на производство вина,
никакой рекламы в СМИ и интернете быть не должно, — заявил "Известиям"
директор Московского научно-практического центра наркологии, заместитель
главного психиатра департамента здравоохранения города Москвы по
наркологии Евгений Брюн.