Деньги за невозвратные авиабилеты вернут только больным

Минтранс согласовал со всеми ведомствами и внес в правительство проект закона "О невозвратных тарифах", по которому авиакомпании смогут не возвращать средства за авиабилеты при отказе пассажира от полета. Поправки будут внесены в ст. 107 и 108 Воздушного кодекса. В итоговом документе (есть в распоряжении "Известий ") зафиксировано, что деньги за билет по невозвратному тарифу будет возвращены только в случае болезни пассажира, либо болезни или смерти члена его семьи, следующего с ним, либо в связи с задержкой рейса. При этом если компания не захочет везти опасно ведущего себя пассажира (авиадебошира), деньги ему отдадут, только если он купил билет во возвратному тарифу.

По данным "Известий", Минтранс направил в правительство согласованный вариант законопроекта о возвращении в Воздушный кодекс невозвратного тарифа. Ряд ведомств направили в Минтранс свои возражения. Так, Минюст сообщал, что сейчас у авиакомпаний есть два основания не пустить человека на борт — это болезнь, которая делает полет опасным для него или окружающих, и буйное поведение (в первую очередь речь идет о наркотическом или алкогольном опьянении). По мнению Минюста, в случае принятия поправок деньги за билет по невозвратному тарифу смогут вернуть и авиадебоширы. Минтранс возразил, что "опасные" пассажиры получат деньги, но только если билет был куплен с возможностью возврата. В итоге возражения Минтранса не были приняты.

Минтранс и Минюст не стали комментировать законопроект. Участники рынка законопроект поддерживают, особенно положение о том, что авиакомпании не будут компенсировать стоимость билета, купленного по невозвратному тарифу, пьяному пассажиру, даже если они сами не пустили его на борт.

— По расторжению договора перевозки с "опасным" пассажиром есть определенный порядок, это очень жесткие правила, и они на стороне пассажира. Человека не пустят в самолет, например, если он отказался проходить досмотр или находится в невменяемом состоянии, — заявили в одной из авиакомпаний. — Сейчас, даже если человек буянит на земле и его не пускают в самолет, после того как его отпустят из полиции, формально он может написать заявление и получить обратно часть денег за билет. И после принятия закона он также сможет это сделать — но только по билету, купленному по возвратному тарифу.

Аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк отмечает, что хотя авиакомпания может самостоятельно решать, пустить ли на борт пассажира, в целом она расторгает договор перевозки только в самом крайнем случае, так как заинтересована в своем имидже и увеличении пассажиропотока. Что касается отказа в перевозке по болезни, эксперт не исключает, что будут случаи предоставления поддельных справок ради возврата денег.

— Авиакомпании понимают, что есть такой риск. Однако если будут предоставлены фальшивые документы, это карается административно и даже уголовно, — отмечает Шенк.

Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий также согласен с тем, что компенсация денег по невозвратному тарифу из-за болезни пассажира будет происходить редко. В то же время в целом он считает инициативу полезной.

— Невозвратный тариф используется для самых дешевых билетов. В 2007 году, когда он был отменен, именно этих дешевых билетов пассажиры лишились, — отмечает эксперт. 

По данным Минтранса 8% пассажиров ежегодно отказываются от авиабилетов, но при этом возвращают их стоимость. Авиакомпании при этом несут убытки — они просто не успевают повторно продать места "отказников". Учитывая, что в 2010 году суммарная выручка по перевозке регулярными рейсами ведущими авиакомпаниями России составила 284 млрд рублей, потери от отказов составили 22,7 млрд рублей. Эти деньги в итоге, отмечают разработчики проекта, ложатся на плечи добросовестных пассажиров. Кроме того, из-за отсутствия невозвратных тарифов российские авиаперевозчики проигрывают конкуренцию иностранным компаниям, имеющим возможность применять невозвратные тарифы. Введение невозвратных тарифов позволит снизить стоимость билетов, увеличить пассажирооборот и подвижность населения, отмечают в Минтрансе.


Читайте полную версию на сайте