О проблемах местного самоуправления в России: интервью главы комитета Госдумы

Сегодня, 21 апреля, в России впервые отметят День местного самоуправления. О наболевших проблемах в этой сфере в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал председатель комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев ("Единая Россия").

ИА REGNUM: Самая главная проблема - финансовая необеспеченность муниципальных образований. А есть ли вообще недотационные муниципалитеты?

К сожалению, очень мало. Мы подсчитывали, более 95% российских муниципалитетов финансово зависимы. Есть, конечно, экономически более или менее развитые, но и они получают дотации. Как правило, относительно "богатые" муниципалитеты - это административные центры сильных регионов. В их числе - города-миллионники Екатеринбург, Самара, Пермь, Казань. Либо те территории, где поставлено производство, развернут бизнес.

Самая главная проблема - финансовая необеспеченность муниципальных образований: им не хватает около 2 трлн рублей. Но у муниципалитетов еще и низкий экономический потенциал. Это неудивительно, ведь доходы местных бюджетов более чем на 2/3 - дотации, субвенции и субсидии, а собственных источников мало. Соответственно, если с исполнением основных полномочий муниципалы еще худо-бедно справляются, то о долгосрочном развитии территорий, формировании бюджетов развития говорить в большинстве случаев не приходится.

ИА REGNUM: Как скоро два местных налога - на имущество и на землю - будут заменены единым налогом на недвижимость?

Такой вопрос прорабатывается. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму. По прогнозам, преобразование этих двух налогов в один увеличит доходы местных бюджетов в 1,5 раза по сравнению с раздельным сбором.

ИА REGNUM: Финансовое обеспечение муниципалитетов сейчас решается в рамках реформы бюджетного и налогового законодательства, которая проводится правительством РФ в два этапа. Как вы оцениваете изменения?

Первый этап реализуется уже сейчас. В течение 2012 года на местный уровень законодательно переведен целый ряд новых собственных источников: платежи от патентной системы налогообложения, отчисления от сельхозналога, штрафы за нарушения муниципальных правовых актов, часть сумм акцизов от ГСМ, доходы от аренды и продажи земли, госсобственность на которую не разграничена, сокращены льготы по земельному налогу. В период до 2016 года это даст местному самоуправлению дополнительные 67 млрд рублей.

Второй этап еще законодательно не оформлен - как раз сейчас в процессе. Предполагается передать местному самоуправлению в полном объеме так называемый "упрощенный" налог, транспортный налог с физических лиц, а также отменить оставшиеся федеральные льготы по местным налогам.

Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления разработал еще ряд предложений по улучшению финансирования местного самоуправления: следует отдать муниципалам налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых, некоторые отчисления от налога на прибыль организаций, а еще - повысить долю отчислений от НДФЛ в местные бюджеты как минимум до 50%.

Важно не просто дать муниципалам возможность исполнять полномочия, но и предоставить им хоть финансовую самостоятельность. Пора выйти хотя бы на соотношение 50/50 трансфертов и собственных доходов в структуре местных бюджетов.

Читайте полную версию на сайте