"КП" советует, как не попасть на деньги в случае аварии
Лето – время скоростей. И солнце, к сожалению, может не только радовать. Появляется такое ощущение, будто оно напекло головы многим водителям, и они уже носятся, как сумасшедшие. То ли надеются, что на сухом асфальте им будет проще затормозить, то ли вдруг оказались совсем без тормозов. Риск серьезной аварии резко возрастает, даже если вы едете по правилам и вполне разумно. Потому что тот другой может может превысить и нарушить все, что предписано правилами и здравым смыслом. Правы вы окажетесь в итоге или виноваты – дело десятое. Проблема в том, что машина окажется покореженной, и придется пройти все семь кругов общения с отделом урегулирования страховой компании, сервисным центром, а, возможно, и судом. Что делать, чтобы не оказаться "крайним" и не расстаться с круглой суммой денег?
1. Не уезжать с места аварии без приезда гаишников. "Европротокол" у нас в законе, но нет гарантии, что ущерб в действительности не превысит 25 тысяч рублей, а ваш оппонент не решит вдруг, что он не согласен. И страховщики очень не любят, когда страховой случай оформляется без полицейского. Так что ждите наряд и требуйте справку из ГИБДД. Иначе всю душу вымотают. И уж тем более не договаривайтесь тет-а-тет за наличные.
2. Страховать автогражданскую ответственность. ОСАГО – дело обязательное, но полис автогражданки – не панацея. Он покрывает всего 120 тысяч рублей материального ущерба, причиненного транспортному средству пострадавшего. И 160 тысяч, если в аварии пострадало несколько машин. А теперь представьте, что перед вами резко вклинивается в поток спортивный Porsche, Jaguar или Bentley, который стоит, как ваша квартира. И вдруг поток резко тормозит, а его (дорогого спорткара) тормоза столь же сильны, как и его мотор. И тут очень сложно избежать столкновения. Формально виноват будет тот, кто оказался сзади. И платить будет его страховая. Но не больше тех самых 120-ти тысяч. Когда их не хватает, пострадавший вправе обратиться в суд, и оплатить разницу виновнику аварии придется из своего кармана.
Но есть еще ДоСАГО – дополнительное страхование, которое, по сути, является увеличением страховой суммы ОСАГО. Вот несколько фактов о ДоСАГО:
♦ ДоСАГО работает только в период действия договора ОСАГО;
♦ страховые случаи по ОСАГО и ДоСАГО совпадают,
♦ ДоСАГО вступает в силу только при условии, что ущерб третьей стороне превышает лимит компенсации, указанный в договоре ОСАГО, например, автомобиль пострадавшего требует ремонта стоимостью 300 000 руб., а договор ОСАГО покрывает лишь 120, недостающие 180 000 страховщик выплачивает по договору ДоСАГО,
♦ страховую выплату по ДоСАГО клиент определяет самостоятельно,
♦ верхняя же граница страховой суммы ДоСАГО не определена, страхуйтесь хоть на миллион,
♦ годовая страховка на сумму 300 000 руб. обойдется примерно в 500-700 руб., на полмиллиона — в 1000 - 1300 рублей.
3. Купить полис каско. Это добровольное страхование не ответственности, а своего имущества. От угона, повреждения и т. д. То есть платят не за вас, а вам. Машины старше десяти лет вам вряд ли застрахуют. Тарифы у каждой страховой компании свои, так что ищите наиболее выгодные. Но помните, что страховая компания может разориться или "исчезнуть", и тогда вам никто не выплатит. Так что обращайтесь только в крупные фирмы, имя которых у всех на слуху.
Несколько фактов о каско:
♦ годовой договор стоит примерно 5-10% от стоимости автомобиля,
♦ если заключить договор с франшизой, то каско будет дешевле, но возможный ущерб в рамках суммы этой франшизы вам не возместят, зато более крупный – компенсируют,
♦ условия каско индивидуальны, так что вчитывайтесь в договоры, не исключено, что многие риски в вашем случае просто не подпадают под действие каско.
4. Судиться. Если страховая вам явно не доплачивает, смело идите в суд. Заказывайте независимую экспертную оценку, пользуйтесь услугами представителей и адвокатов. Суды часто оказываются на стороне людей, а не компаний. Сейчас закон об ОСАГО подпадает под действие закона о защите прав потребителей. Это важный момент. Например, если страховая долго не платит, с нее можно взыскать неустойку.
5. Не гонять. Страховка, конечно, дело хорошее. Но она нас разбаловала. Все думаем, что за все уже заплачено, вот и расслабляемся, превышать разрешенные и разумные скорости начинаем. Но ездить в городе быстрее 60-70 км/час действительно опасно. Правила правилами, однако есть и другие аргументы.
- Езда в условиях городского потока со скорость 60 км/час может быть безопасной, потому что подготовленный водитель при таких условиях в состоянии контролировать дорожную ситуацию и успеть принять необходимые меры. А оборудованный современными электронными системами активной безопасности автомобиль поможет избежать аварийной ситуации, - считает Дмитрий Болысов, руководитель Школы искусства вождения Driving Art.
- Скорость 80 км/час уже просто не позволяет успеть заметить все, что происходит вокруг в городском потоке. Тем более, успеть адекватно среагировать. И тогда авария становится просто делом случая, и ваша безопасность уже в меньшей степени зависит от ваших действий.