Первые лица государства собираются ознакомить депутатов Госдумы с видами на предстоящий кризис
Президент России Владимир Путин признал, что отечественное народное хозяйство находится в печальном состоянии. На встрече с премьером Дмитрием Медведевым глава государства заявил, что кризисные тенденции в мировой экономике
не могут не сказываться на нашей стране. Причем есть все основания
полагать, что в будущем ситуация может ухудшиться. В то же время, по
единодушному мнению первого и второго лиц государства, трудности можно
преодолеть, добившись компромисса с депутатами Госдумы. Об этом сообщает СП.
На 17 апреля назначен ежегодный отчет председателя кабинета министров перед нижней палатой парламента. Можно предположить, что основной темой доклада станет положение дел в экономике. А она, на сегодняшний день, выглядит не очень здоровой. "…В конце прошлого года – в начале этого несколько снизились темпы экономического роста и ещё больше сократился реальный сектор экономики. Это отражается на доходах населения, зарплаты стали поменьше", – констатировал Владимир Путин.
Наши проблемы глава государства связал с общемировой ситуацией: "…После того, как кризис приобретает всё более опасные формы в мировой экономике, это так или иначе неизбежно сказывается и на нас. Так было в 2008 году, мы сейчас то же самое наблюдаем".
В некоторых аспектах с президентом спорить сложно. Цена нефти марки Urals упала ниже психологического барьера в 100 долларов за баррель и составила 98,6 долларов. Это всего на 1,6 доллара выше стоимости, заложенной в бюджет. К тому же странным образом сразу на 9% упала цена на золото, до 1355 долларов за унцию. Последнее такое снижение котировок желтого металла было 30 лет назад, в 1983 году. Видимо, в мировой экономике и впрямь творится что-то неладное.
Правда, о способах исправления ситуации Владимир Путин высказался весьма туманно: "Я рассчитываю, что Вам удастся, не только используя все наработанные ранее механизмы выхода из кризиса, но и вновь создаваемые инструменты использовать для того, чтобы поддержать те ростки… в частности, в добывающем секторе, чтобы распространить на всю экономику и добиться консенсуса в Государственной Думе. Разумеется, у депутатов разные взгляды, разные подходы к развитию экономики и социальной сферы, но уверен, что Правительству удастся, опираясь на большинство в Государственной Думе, найти оптимальные решения".
Во-первых, не ясно, как можно упомянутые президентом "ростки" в добывающем секторе распространить на всю экономику. Во-вторых, сложно понять, как между собой связаны распространение этого опыта и консенсус в Госдуме, сотрясаемой страстями вокруг законов о пропаганде гомосексуализма, правилах усыновления и штрафах за проведение митингов. В-третьих, не понятно, зачем надо искать консенсус, когда в парламенте неоспоримое большинство за возглавляемой премьером партией.
Тем не менее, Дмитрий Медведев с доводами главы государства согласился. Касательно экономики премьер признал, что на сей счет у правительства имеются только общие представления. "Владимир Владимирович, действительно, тенденции сложные в мировой экономике. Собственно, мы и предполагали, что они будут сложными", – ответил Медведев президенту.
В то же время, как считает премьер, пока не всё потеряно – для решения проблем их надо вдумчиво обсуждать. "Тем не менее, тенденции разнонаправленные. Вы правы, есть, к сожалению, замедление развития, есть целый ряд благоприятных позиций, которыми можно было бы воспользоваться. В настоящий момент я дал поручение коллегам из Правительства с привлечением экспертов подготовить предложения, связанные с тем, каким образом нам противостоять этому международному тренду и постараться всё-таки дополнительные импульсы придать развитию российской экономики, что можно сделать. Но, конечно, необходимо взвесить, какой ценой и к каким последствиям макроэкономического порядка это приведёт", – изложил свою концепцию председатель правительства.
Для достижения полного успеха Дмитрий Медведев предложил президенту "встретиться и поговорить вообще в целом о развитии российской экономики на ближайшую перспективу с учётом сформировавшихся трендов".
При этом о депутатах премьер, видимо, не такого хорошего мнения как Путин. Мол, работу с избранниками надо начинать не с поиска компромисса, а с объяснения, в какой реальности они живут. "Все эти аргументы я, конечно, передам нашим коллегам из Государственной Думы во время ежегодного отчёта в соответствии с Конституцией, чтобы они понимали, в каком состоянии находится и наша экономика, и мировая экономика", – заявил Дмитрий Медведев.
Единственной конкретикой на встрече, ставшей доступной широкой общественности, стали слова премьера о соблюдении бюджетного правила. В соответствии с ним, расходы государства на развитие жестко ограничены, а все сверхдоходы от продажи сырья откладываются на случай непредвиденных ситуаций. Правда, и тут у председателя правительства есть сомнения. "…Если бы мы чувствовали, что можно немножко иначе развиваться, может быть, ограничительных мер было бы меньше", – признал Дмитрий Медведев.
В то же время, директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко вообще считает проблему мирового кризиса во многом надуманной:
– Я пока не вижу никаких признаков наступающего мирового кризиса. Все проблемы России – это наши внутренние проблемы, которые мало связаны с внешней ситуацией. Падение темпов роста, отсутствие роста инвестиций, отток капитала. Могу перечислять и дальше. Сейчас упало в цене золото, но на нас это никак не влияет. К примеру, стоимость акций Apple упала на 30% относительно своего пика, но российская экономика в стороне от этого.
"СП": – Падение цен на нефть на нас не сказывается?
– Пока нет. Бюджет сбалансирован при цене 97 долларов за баррель. Сегодня стоимость сырья выше этого уровня. У нас очень серьезные проблемы внутри страны, не связанные с мировой экономикой.
Похожего мнения придерживается и ведущий научный сотрудник экономического факультета МГУ Андрей Колганов:
– Я считаю, что разговоры о новой волне кризиса несколько преждевременны. Я не исключаю его возможность, но немного позже. Сейчас мы имеем дело только с неспособностью мировой экономики выйти из стадии депрессии. Отсюда вот эти колебания на рынке золота и на рынке нефти. После событий 2008-09 годов мировая экономика так толком и не вступила в фазу восстановления. Российская экономика, кстати, тоже. Ситуация остается тяжелой, но перехода к падению я пока не усматриваю. Его можно ожидать примерно через полтора-два года. Пока ситуация стагнации весьма стабильна, хотя и испытывает угрозы, связанные с проблемами на финансовых рынках у целого ряда стран.
Я не сомневаюсь, что будущий кризис затронет Россию. Наша страна слабо включена в мировые рынки, но сильно зависима от конъюнктуры рынков сырья.
"СП": – Чем грядущий кризис может обернуться для России?
– Я не предполагаю катастрофических сценариев. На мой взгляд, можно ждать нечто подобное тому, что было в 2008 году. Главное, что причины, приведшие к тому кризису, не устранены до сих пор. Более того, они всё время воспроизводятся. То есть, происходит фиктивное раздувание спроса за счет накачки финансового рынка. И это остается главным стимулом функционирования современной экономики.
Нерешенность этих проблем чревата тем, что опять произойдет коррекция рынков вниз. Глубина спада вряд ли будет глубже, чем в 2008 году. Наибольшую опасность представляет не то, что кризис будет иметь какие-то катастрофические масштабы, а что не будет инструментов из него выйти. Главная проблема в том, что кризис затянется, экономика будет долго находить в депрессии.
"СП": – Премьер и президент намерены искать спасение у депутатов Госдумы. Высказывают надежду на соблюдение бюджетного правила.
– На мой взгляд, это весьма странное заявление. Я не понимаю, как Путин может найти выход из положения, обращаясь к своему собственному инструменту для голосования. Я имею в виду депутатов Государственной Думы. Складывается впечатление, что ни для чего другого эти депутаты не предназначены. Искать у них выход мне представляется безумием. Они такого выхода не знают – они нужны совершенно для другого.
Что касается бюджетного правила, то повторение монетарной политики ни к чему хорошему не приведет. Страны, которые более-менее успешно борются с кризисом и обеспечивают у себя экономический рост, с финансовыми догмами такого рода никогда не связывались. Благодаря этому они могут проводить более гибкую и более эффективную политику. Если мы будем оглядываться на весьма сомнительное бюджетное правило, то ничего хорошего нас не ждет.
Дело в том, что бюджетное правило ограничивает рост расходов государственного бюджета определенной очень низкой нормой. И не позволяет наращивать расходы даже в случае наличия достаточных доходов. То, что превышает эту низкую норму, должно складываться в резервы.
Я считаю этот подход совершенно не верным. Да, он снижает риск инфляции. Но применять бюджетное правило – это бороться с последствиями, а не с причинами. Главная причина неустойчивости российской экономики это не риск инфляции, а глубоко зашедшая структурная деградация производства. Именно это резко ослабляет конкурентные возможности России на мировом рынке.
Вот эту причину и надо устранять. Сделать можно это единственным путем: наращиванием инвестиционной активности. Усилия частного бизнеса здесь абсолютно недостаточны. Поэтому необходимо наращивание государственных расходов. Не обращая внимание на риск инфляции. Это как надо игнорировать побочные действия антибиотиков, когда требуется вылечить человека от воспаления легких.
Если мы будем оглядываться на риски в связи с повышением бюджетных расходов и не решать из-за этого фундаментальные структурные проблемы, то с каждым годом экономика России будет находиться во всё более уязвимом положении.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов вообще считает встречу премьера с президентом накануне отчета правительства перед депутатами в большей степени чисто политическим шагом:
– Попытку искать компромисс с Госдумой можно считать новацией в устах президента. Ранее правительство редко ставили в ситуацию, когда оно должно советоваться с парламентом по экономическим вопросам. Реальный вклад палаты в определение социально-экономического курса страны сводится к минимуму. Думаю, что Путин задумал решить не экономическую, а политическую задачу. Он хочет сделать правительство субъектом ответственности. Пока у нас вся критика идет на верхний уровень и персонифицируется на президенте. Отчет перед парламентом должен приблизить решение задачи распределения негатива между разными органами власти.