Минобороны уничтожит 800 тыс. противогазов «хомяк»
Тендер объявлен на утилизацию 812 тыс. противогазов на общую сумму 35 млн рублей. Кроме "Хомяка" под нож планируется отправить противогазы ПМГ, ПМГ-2, а также защитные плащи ОП-1М.
В Минобороны объясняют, что для защиты от газовых атак военным оставят более современные противогазы ПМК.
— Мало того что эти противогазы морально устарели, сняты со снабжения, они еще и выпущены 20–30 лет назад. А максимальный срок хранения резиновых изделий — 14 лет. Кроме того, у них очень необычные фильтрующие картриджи, которые уже не производятся, — пояснил "Известиям" представитель Минобороны.
В документах к тендеру значится, что "износ, некомплектность, обветшание резиновых и других составных частей изделий образовалось в результате приведения в негодное состояние в связи с длительными сроками эксплуатации (более 20–30 лет) и хранения на открытых площадках в реальных климатических условиях".
Контракт по утилизации "хомяков" и их советских аналогов будет рассчитан на три года. В 2013 году должны быть утилизировано 385 тыс. противогазов со складов в городе Чапаевск Самарской области, городе Ревда Свердловской области и поселке Фролово Волгоградской области. В 2014–2015 годах — 527 тыс. противогазов со склада в поселке Ржаница Брянской области.
Примечательно, что условия тендера предписывают расправиться с резиновыми изделиями так, чтобы их невозможно было использовать по назначению. Противогаз необходимо разрезать минимум на две части, а резиновый защитный плащ — на восемь.
Поскольку даже просроченные противогазы — это имущество Минобороны, военные посчитали, что их нужно рассортировать на составные части и продать на переработку. По расчетам Минобороны, минимальная гарантированная стоимость продуктов утилизации всех 812 тыс. противогазов составит 4,25 млн рублей.
При этом, по данным Минобороны, в одном противогазе содержится 200 г резины, столько же алюминиевых сплавов, немного стекла, а также черных и цветных металлов. Стоимость активированного угля, который служит главным адсорбентом отравляющих веществ, решили не подсчитывать. Хотя, по словам главного редактора профильного журнала "Солдаты России" Владислава Шурыгина, он мог бы пригодиться в народном хозяйстве.
— Там не простой активированный уголь, а со спецдобавками. Он мог бы быть очень востребован в химической промышленности, для производства лекарств и удобрений, — отметил Шурыгин.
Он добавил, что что 812 тыс. уничтожаемых противогазов — это почти половина запасов Минобороны, оставшихся с советских времен "на случай ядерной войны".
—В 1990-е годы несколько миллионов противогазов было передано в МЧС вместе с войсками гражданской обороны, у военных осталось миллиона полтора. Сейчас столько противогазов не нужно. Мир избавляется от химического оружия, США стремятся ликвидировать и ядерное, и никто заливать города противника химией и закидывать бомбами не будет. В такой обстановке так много противогазов и средств защиты ни к чему, — пояснил Шурыгин.
В то же время средства защиты могут пригодиться в случае техногенных или природных катастроф, таких как взрывы на химически опасных производствах или извержения вулканов.