Школьник из алтайской глубинки предложил способ защиты экипажей воздушных судов от ослепления лазером

Школьник из алтайской глубинки предложил способ защиты экипажей воздушных судов от ослепления лазером: научно-исследовательская работа Виталия ЦЫГАНОВСКОГО "Создание оптического средства защиты от ослепления пилотов лазерным излучением" удостоена малой научной медали Всероссийского форума "Шаг в будущее". Подробности сообщает "Вечерний Барнаул".

Над селом Михайловским не летают самолеты, здесь даже нет аэропорта. Зато есть лицей, где в физико-математическом 11 "А" классе учится парень.

- Тема заинтересовала еще два года назад, когда в СМИ одно за другим стали появляться сообщения об ослеплении пилотов лазерным лучом. В 2011 году уже было зарегистрировано более 40 таких случаев, - делится с корреспондентом "Вечёрки" Виталий, - меня поразили масштабы хулиганства, в принципе, от него никто не застрахован ни в России, ни за границей. Думаю, самую серьезную защиту могут дать такие меры, как ужесточение Уголовного кодекса и ограничение продажи лазерных устройств, от указок до игрушек, которые сейчас можно купить где угодно, в киоске или по Интернету. Моя работа посвящена одному из способов борьбы с "лазерными террористами" - техническому. Я предлагаю использовать шторку со светофильтром, которую можно крепить к наушникам и использовать при взлете и посадке самолета, на малых высотах, когда и происходят все случаи ослепления.

"БОИНГ" - НЕ "ХОНДА"

Виталий рассказал, что, работая над своим проектом, он изучил опыт ученых технических университетов Ростова и Обнинска, предлагавших подобные очки со светофильтрами и ранее, с использованием стекол с высоким коэффициентом отражения, весьма недешевых. Дороговизна таких очков стала, вероятно, одной из причин, по которым до стадии практического воплощения проект так и не дошел. Меж тем михайловский школьник предложил вариант бюджетный и эффективный – удобную в использовании шторку со светофильтрами. Пилот сам может крепить ее на наушники или головной убор, регулировать расстояние до глаз, поднимать и опускать в нужные моменты, в отличие от очков, закрывающих все поле зрения, в том числе и навигационные приборы.

Нужный цвет светофильтра юный исследователь подбирал экспериментально. Чтобы не снижать уровня нормального и комфортного для человеческого глаза освещения, он должен пропускать 51% мощности потока дневного света; чтобы предотвратить ослепление пилота - пропускать 0,8% мощности потока зеленого лазера; чтобы пилот ясно видел посадочные огни аэропорта красного спектра - 74% мощности потока лазера этого цвета.

Далее парень приводит технические подробности, из которых я, техническая бездарность, уяснила точно лишь то, что в качестве экспериментального оборудования он использовал лазерный диод с коллиматором, твердотельные кристаллы с диодной накачкой, дифракционные решетки для измерения длины световой волны… Виталий считает, что рано говорить о внедрении его исследования в практику пилотирования: "В этой теме еще работать и работать, к тому же у нас в Михайловке нет аэропорта, где можно было бы провести необходимые эксперименты".

Если использовать грубую и упрощенную аналогию самолета с автомобилем, вероятно, способ, предложенный Цыгановским, можно сравнить с тонированием стекол. Но "боинг" - не "хонда", и проблему лазерного хулиганства так не решить. Правда, и выводы, к которым пришел алтайский школьник, доцент кафедры общей и экспериментальной физики, кандидат физико-математических наук Константин Соломатин на данном этапе исследования не считает полноформатным решением проблемы.

- Информационные сообщения о создании в России специальных очков (в других странах такие разработки тоже есть) мне встречались и ранее. Да, светофильтры шторок отсекают излучение зеленого цвета на определенной длине волны и могут быть неплохой защитой для пилотов, - рассуждает ученый, - но есть лазеры и на других длинах волн, во всем видимом диапазоне. С ними-то что делать? В научно-практической работе, предлагающей частичное решение, нет пока ответа на этот вопрос. Выводы, к которым пришел Виталий, я назвал бы одним из возможных способов устранения угрозы ослепления пилотов. Тема перспективная. Если по окончании школы начинающий исследователь придет учиться к нам на физтех, возможно, удастся довести ее до логического завершения и внедрения в практику пилотирования.

ОТВЛЕКАЮЩИЙ ЛУЧ

О разработке школьника корреспондент "Вечёрки" рассказала летчику Барнаульского авиаотряда, в недавнем прошлом - пилоту самолета Ту-154Б Игорю ПЕНЬКОВУ. В его практике случаев ослепления лазером не было, но в принципе летчик назвал возможным кратковременное ослепление экипажа судна во время взлета и посадки:

- Лазер в зависимости от мощности может быть опасным для глаз при прямом попадании луча на сетчатку. Да, есть лучи, способные бить на километр-два. Но о прямом попадании в глаза пилоту даже говорить не стоит, ведь источник излучения находится на гораздо более низком уровне.

Чтобы луч попал в кабину, да еще и в глаз пилоту, источник должен находиться почти на одной высоте с самолетом. Гипотетически опасность ослепления может возникнуть в момент взлета и захода на посадку. Это самые сложные элементы пилотирования, когда ничто не должно отвлекать внимания пилота от показаний приборов, по которым отслеживается высота, авиа горизонты, радиотехнические параметры положения самолета относительно сигнальных зон аэропорта. При заходе на посадку на высоте 50-60 метров есть так называемый момент ВПР – времени принятия решения. Луч, внезапно появившийся в кабине, если и не ослепляет, то отвлекает внимание экипажа в самый ответственный момент. Это не просто плохо - это может быть опасным. Слава богу, такие случаи крайне редки, я назвал бы их эпизодическими. Кстати, во время взлета и посадки возрастает общая нагрузка на летчика, он даже худеет… Не знаю, скоро ли найдет применение устройство, предложенное Виталием, в оборудовании воздушных судов, но оно может принести несомненную практическую пользу. Говорят же, что одно изобретение тянет за собой другое.

Фото предоставлены Виталием Цыгановским.
Читайте полную версию на сайте