Отстающие регионы вернут субсидии на доступное жилье

Российские регионы, получившие субсидии для стимулирования жилищного строительства и не выполнившие соответствующие обязательства, должны будут вернуть выделенные деньги в федеральный бюджет. Такое изменение в федеральную программу "Жилище" (2011–2015 годы) подготовило Минрегионразвития (копия документа есть у "Известий "). Предложение уже передано в правительство.

В рамках одной из подпрограмм указанной программы регионы будут получать субсидии на строительство жилья экономкласса. Предполагается, что за счет этих субсидий региональные власти будут обеспечивать необходимой инфраструктурой участки, выделенные под строительство доступного жилья. Обеспеченные всем необходимым участки будут через аукцион передаваться застройщикам.

Субсидии будут распределяться между регионами на конкурсной основе. Отбором занимается Минрегионразвития.

Как пояснили в пресс-службе ведомства, участники подпрограммы обязаны обеспечить софинансирование предоставляемых субсидий. Кроме того, необходимо достичь запланированных показателей по вводу в эксплуатацию жилья экономкласса и сокращению объемов ветхого и аварийного жилья. Также регионы будут контролировать целевое, адресное и эффективное использование предоставляемой субсидии.

Сегодня, как уточнили в Минрегионразвития, в случае невыполнения регионом условий по софинансированию выделенные ему Москвой субсидии подлежат сокращению до уровня финансирования из местного бюджета. Если в отчетном году субъект федерации не обеспечил необходимую результативность субсидии, в следующем году такой регион к конкурсу не допускается.

Всего в 2013 году на данную подпрограмму Минрегионразвития готов выделить 976,5 млн рублей, сообщили в пресс-службе министерства, — для создания 70 млн кв. м доступного жилья. В 2014 и 2015 годах из федерального бюджета на эти цели планируется выделить по 1 млрд рублей.

По мнению Алексея Балыкина, директора департамента девелоперской компании Tekta Group, за счет подобных региональных программ можно добиться заметного снижения цен на жилье.

— К примеру, есть градостроительная документация, в которой кроме жилья предусмотрено строительство объектов соцкультбыта, дорог. Эту часть можно финансировать из госпрограммы. Применив только этот механизм, можно сократить себестоимость строительства до 19–22 тыс. за 1 кв. м общей площади. При таких условиях девелоперский бизнес даже в не самых успешных регионах станет для застройщика более привлекательным, — считает эксперт.

По его мнению, снизить строительную себестоимость можно, лишь освободив девелоперов от обязательств по созданию социальных объектов, транспорта, от платы за технологическое присоединение к сетям.

— Эти виды работ должны финансироваться за счет федеральной или региональной программы, — уверен Балыкин.

Мария Литинецкая, гендиректор консалтинговой компании "Метирум Групп", полагает, что подпрограмма может провалиться из-за непрозрачных схем распределения земельных участков между застройщиками.

— Известно, как у нас обычно распределяются государственные ресурсы. Нередко это закрытые процедуры, которые выигрывают компании с административным ресурсом. Думаю, при таких схемах мы вряд ли увидим снижение цен на жилье, — считает она.

По мнению Литинецкой, участки необходимо распределять через "голландские аукционы" — безвозмездно передавать землю застройщику, предложившему наиболее низкую цену квадратного метра запланированного жилья. Еще один возможный, по ее мнению, вариант — участие в качестве застройщиков компаний, подконтрольных государству.


Читайте полную версию на сайте