Кремль одернул высокопоставленного чиновника за критику пенсионной реформы
Глава одного из управлений президента Юрий Воронин попал под
административное расследование. Так его коллеги отреагировали на резкую
критику проекта пенсионной реформы, которую позволил себе Воронин. Как
показывает российская история, неаккуратные заявления чиновников вполне
могут стоить им даже должности. Об этом сообщает "Взгляд ".
Начальнику управления президента России по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ Юрию Воронину грозит административное взыскание за слова о нецелесообразности пенсионной реформы. Об этом РИА "Новости" сообщила в четверг пресс-служба президента.
"По поводу высказывания Воронина будет проведено административное расследование, по результатам которого возможно и административное взыскание", – добавила пресс-служба.
Как сообщало агентство "Финмаркет", высказывание Воронина прозвучало в среду, при обсуждении проекта новой пенсионной реформы в Московской государственной юридической академии. Воронин заявил, что новая пенсионная формула не предлагает ничего лучшего по сравнению с действующей и только ухудшит положение пенсионеров.
Напомним, что до прошлого года Воронин занимал пост замглавы Минздравсоцразвития. Накануне он выступил против реформы, которую предложили его бывшие коллеги из того же ведомства, преобразованного теперь в Минтруда.
"Нет смысла переходить на новую формулу. Она не предлагает ничего лучшего по сравнению с действующей с 2002 года и только ухудшает права людей. Я выступаю за возвращение формулы с индивидуальным коэффициентом пенсионера, которая была введена в 1998 году. На самом деле это модификация немецкой бальной формулы. Уход от нее был ошибкой", – заявил Воронин.
По мнению чиновника, новая формула предусматривает зависимость пенсии гражданина от объема поступивших в систему страховых взносов, а не от того, сколько заплатит сам гражданин в те годы, пока он еще работал. В формуле также отсутствует такой важный компонент, как демографический регулятор, который учитывает, что новое поколение будет более малочисленным. Кроме того, по мнению чиновника, новая формула противоречит Конституции, поскольку пенсионные права не образуются у работающих пенсионеров, а также неконституционным является повышение пенсионного стажа.
При этом, по словам Воронина, никаких модельных расчетов, показывающих последствия введения новой формулы, не представлено, а предлагаемый Минтруда вариант пенсионной формулы является непонятным даже для специалистов. В частности, как утверждает чиновник, в нем не смогла разобраться даже бывший министр экономического развития и будущая глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
Как ранее писала газета ВЗГЛЯД, главное новшество формулы – то, что страховая часть пенсии будет измеряться не в абсолютных цифрах, а в пенсионных коэффициентах (баллах). В итоге, считают авторы новой формулы, появляется стимул выходить на пенсию позже общеустановленного возраста, чтобы получать большую пенсию.
Как посчитали авторы новой формулы, если в 2015 году выйти на пенсию в общеустановленном возрасте в 60 лет при стаже в 35 лет, то пенсия составит 16–16,5 тыс. рублей. Если выйти на пять лет позже, в 65 лет, то уже – порядка 23 тыс. рублей.
Воронин же выступил за то, чтобы пенсия зависела и от стажа, и от заработка. Он считает неправильным, что человек, работающий всю жизнь на одном и том же месте, получающий одну и ту же зарплату, сможет разительно изменить размер своей пенсии, если выйдет на нее позже пенсионного возраста. По его мнению, пенсии должны индексироваться по росту заработной платы.
Следует реакция, "но непублично"
Как напоминает бывший высокопоставленный кремлевский чиновник, профессор ВШЭ, политолог Олег Матвейчев, по неписаной этике лишь небольшая группа чиновников имеет право публично заявлять свою позицию.
"Как правило, это руководители самостоятельных подразделений в структурах администрации и правительства – руководители агентств, министры, главы департаментов. А все остальные не должны ничего публично комментировать в СМИ", – сказал Матвейчев газете ВЗГЛЯД.
При нарушении такого порядка, указывает эксперт, следует реакция, "но, как правило, непублично" – чиновника "вызывали на ковер" и предупреждали о недопустимости подобных действий в будущем. "Публично одергивать – ошибочно. Тем самым привлекается внимание к определенной проблеме. Сейчас, грубо говоря, какие-то люди скажут: "Воронин был прав!" Он начнет набирать какую-то популярность. И самой реформе это может нанести ущерб. Поэтому выносить такие вещи в публичную плоскость не стоит", – отметил эксперт.
В последние годы власти не раз публично осаживали чиновников, которые обвинялись в нарушении служебной этики.
В феврале 2010 года Владимир Путин, тогда премьер-министр, сместил Николая Юргеля с поста руководителя Росздравнадзора. В пресс-службе правительства поясняли, что чиновник уволен "в связи с нарушением закона о государственной гражданской службе, а именно занятой им публичной позиции в отношении законопроекта об обращении лекарственных средств и допущенных им соответствующих публичных высказываний".
Публичные высказывания Юргель допустил в интервью газете ВЗГЛЯД, раскритиковав законопроект Минздрава "Об обращении лекарственных средств".
В марте 2011 года председатель Конституционного суда Валерий Зорькин указал своему советнику Владимиру Овчинскому на недопустимость "широкомасштабных выступлений", вызывающих "негативное восприятие не только у судей КС РФ, но и в других судах, а также в органах госвласти, в том числе в администрации президента".
Овчинский в прессе раскритиковал решение о ликвидации в УК нижнего предела наказания и о декриминализации части статей кодекса. Получив от Зорькина выговор, Овчинский уволился, но в прошлом году он смог вернуться на госслужбу – уже на пост советника главы МВД.
В апреле того же года лидер "Справедливой России" Сергей Миронов, который занимал тогда пост спикера Совета Федерации – третьего лица в государстве – призвал к конфискации имущества не только у чиновников-коррупционеров, но и у членов их семей. Также он призвал к отмене презумпции невиновности для чиновников.
Высокопоставленный источник в Кремле тогда с недоумением воспринял такое предложение, заявив, что "вызывает удивление, что глава верхней палаты законодательного собрания предлагает меры, заведомо противоречащие 49-й статье Конституции". Кроме того, "столь странное предложение Миронова, видимо, можно объяснить ничем иным, как популизмом и желанием привлечь внимание к возглавляемой им партии".
Тогда же со скандалом уволился пресс-секретарь Федеральной миграционной службы России Константин Полторанин. Как сам пояснял чиновник, он не хотел "бросать тень" на главу ФМС Константина Ромодановского. Поводом для отставки стали скандальные замечания Полторанина, прозвучавшие в интервью BBC, о том, что "будущее белой расы под угрозой". "На кону стоит ее выживание, и в России этот вопрос ощутим", – грозил пресс-секретарь.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, самый шумный аналогичный скандал вызвала в сентябре того же года ремарка главы Минфина, вице-премьера Алексея Кудрина, который прилюдно отказался от работы в будущем "правительстве Медведева".
Кудрин признался, что у него есть "ряд разногласий с Медведевым по экономической политике, они, прежде всего, касаются существенных расходов на военные цели".
Уже на следующий день Медведев назвал слова министра неприличными и предложил Кудрину в течение дня покинуть пост, если тот не согласен с политикой президента. К концу дня он был смещен со своего поста.