Экономический рост в России замедляется, это может привести к корректировке бюджета

бюджетные учреждения пустят в расход

Правительство России может скорректировать бюджетные планы, признал премьер-министр Дмитрий Медведев, экономика практически остановилась. Меры стимулирования должны заключаться в модернизации и повышении эффективности, а госрасходы на инфраструктуру пока от этого далеки, считает Минфин, сравнивая ситуацию с проблемами Италии и Испании. Один из способов сэкономить — сокращение бюджетных учреждений. Об этом пишет gazeta.ru.

Замедление экономического роста в России и снижение инвестиционной активности могут потребовать корректировки бюджетных решений. Об этом на коллегии Минфина в понедельник заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, не уточнив, где и когда могут быть урезаны или перераспределены расходы. Причины такой ситуации глава правительства видит в снижении промышленного производства, замедлении темпов роста строительства, которое формирует крупнейшие инвестиции в основной капитал, а также торговли. По России бьет и неблагоприятная конъюнктура в Евросоюзе, и повышение цен на продовольствие.

Новых способов подстегивания экономического роста премьер не предложил. Правительство намерено проводить модернизацию, соблюдать бюджетное правило, улучшать инвестклимат и поддерживать политику таргетирования инфляции, сказал Медведев.

Напряженная ситуация с пополнением бюджета, в частности, за счет крупных вычетов по НДС и угрозой неисполнения плана приватизации, заставила правительство уже в этом году искать способы мобилизации доходов. Дополнительные потребности составляют около 500 млрд рублей. В правительстве ищут способы сэкономить и в бюджете на следующие три года. Уже решено сократить расходы на госзакупки в 2014 году на 5%, сказал Медведев.

В такой ситуации стимулировать экономический рост за счет государственных расходов нельзя, указал глава Минфина Антон Силуанов. "Мы все должны жить по средствам", — заявил он и привел в пример Италию и Испанию. "Расточительная бюджетная политика этих стран загнала экономическую политику в тупик", — сказал министр.

В России создаются институты развития с огромными вливаниями. Строительство за государственный счет дорог и инфраструктуры в 2–3 и более раз дороже, чем в развитых странах, напомнил министр. Отток капитала по-прежнему высокий, говорил министр. Выход – создавать благоприятные условия для инвесторов и защищать собственность. Тогда сделки будут регистрироваться не на Кипре и других офшорах, а в России, заявил Силуанов.

"Но какой спрос нужен, чтобы в конечном счете не стимулировать импорт или рост цен, не раздувать неэффективные расходы, не влияющие на темпы экономического роста? Сегодня вообще ситуация другая: у нас проблема не со спросом, а проблема с предложением", — считает он.

Ранее Минэкономразвития предлагало создать специальный фонд развития, который бы вкладывал деньги в мало- или неокупаемые проекты. Пополнять этот фонд можно было бы за счет нефтяных сверхдоходов при условии снижения нормы наполнения Резервного фонда с 7 до 5%, говорил глава ведомства Андрей Белоусов. Такая структура могла бы уже в 2014 году аккумулировать 2 трлн рублей.

Минфин выступает против. В инфраструктуру он готов вкладывать средства пенсионных накоплений и часть Фонда национального благосостояния.

Бюджетные же деньги должны расходоваться только с финансово-экономическим обоснованием в рамках госпрограмм, сказал Силуанов. Но большинство госпрограмм он раскритиковал: они требуют доработки, а также обоснования целей и индикаторов. Показатели должны достигаться за счет структурных преобразований, а не бюджетных денег, считает министр. "Сегодня распространенной практикой стало заявлять о дополнительных расходах на реализацию решений, при принятии которых было согласовано утвержденное финансово-экономическое обоснование с конкретным объемом ресурсов", — сетовал чиновник.

Эффективность придется повышать и бюджетным учреждениям, которые должны предоставлять госуслуги по единым стандартам. Сейчас вместо таких госуслуг некоторые учреждения выполняют работы, которые можно заказать на рынке.

Число бюджетных учреждений зашкаливает и должно быть сокращено, считает Минфин. А при сравнении зарплат бюджетников с реальным сектором нужно учитывать все факторы: почасовую нагрузку, увеличенный отпуск, льготы и компенсации.

Нехватка денег грозит и дорожным фондам: из-за перехода на 4 и 5 класс бензина в ближайшие три года они могут не досчитаться около 100 млрд рублей, сказал Силуанов.

Поэтому Минфин предлагает повышать акцизы на эти классы бензина и не исключает увеличения налога на добычу полезных ископаемых на нефть опережающими темпами до 2014-2015 годы.

Нынешняя ситуация в стране позволяет рассчитывать на консервативный сценарий социально-экономического развития, дал понять Силуанов. Подготовленный Минэкономразвития форсированный сценарий до 2030 года министр назвал "чересчур оптимистичным" и порождающим неустойчивость бюджета. Этот вариант предусматривает среднегодовые темпы роста ВВП в 5–5,4%, именно на такой показатель ориентируются и президент, и правительство.

Стремиться следует к инновационному сценарию, сказал Силуанов. Среднегодовые темпы роста в 2013–2030 годах там оцениваются в 4–4,2%. Предполагаемые доходы, которые можно получить от реализации этого варианта, нужно записать в условные и распределять ежегодно по госпрограммам. "Такой подход позволит формировать расходы с ежегодным их приростом на 8–9%, или около 1 трлн рублей (немаленькие цифры), и обеспечит наличие подушки безопасности для исполнения расходов в случае снижения цены на нефть за баррель до 60–80 долларов", — сказал министр.

Правда, и этих денег хватит в основном на действующие обязательства – повышение зарплат бюджетникам, социальные расходы, госпрограмму вооружения. Остальные деньги нужно изыскивать за счет перераспределения статей бюджета, указал министр.

Увеличивать госрасходы больше нельзя, согласился с позицией Минфина ректор Академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев. "У нас большие расходы, наращивать их вряд ли можно без негативных эффектов", — сказал он.

Экономист отметил, что в России инвестиции стимулируют рост цен, а не производства. России нужно увеличивать расходы на здравоохранение, образование, инновации, дорожное хозяйство и уменьшать – на правоохранительную деятельность и госуправление, считает он. "Пугаться низких темпов роста, если они сохраняются на протяжении долгого периода, не надо, если, конечно, они не стремятся к нулю", — отмечает Синельников-Мурылев. Вместе с тем, он оговаривается – повышение эффективности экономики имеет региональные особенности. "Для долгосрочного роста важны труд и капитал, их соединение — эффективность. К сожалению, эта модель до конца не может объяснить экономический рост и различия между странами", — указал эксперт.

Ни необходимости, ни возможности стимулировать экономический рост за счет дополнительных бюджетных расходов нет, согласен руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. В долгосрочном периоде росту может помочь изменение структуры расходов, возможно, Медведев говорил об этом, указал экономист.

"Даже страновой анализ показал, что росту способствуют продуктивные расходы – на общественную инфраструктуру и человеческий капитал. У нас такие расходы меньше, чем в странах Организации экономического сотрудничества (ОЭСР)", — отмечает эксперт. Расходы на оборону, правоохранительные органы, социальные расходы, наоборот, больше, указал Гурвич. "Если хотим поддержать рост, есть основание пересмотреть структуру расходов, но делать это мгновенно нельзя", — отмечает эксперт.

Читайте полную версию на сайте