Мошенники зарабатывают 22 млрд рублей в год на автостраховках
Это
существенно бьет по бюджету страховых компаний: в прошлом году суммарный
сбор страховых премий по ОСАГО, по словам руководителя отдела рейтингов
страховых компаний Рейтингового агентства "Эксперт РА" Алексея Янина,
составил 120,9 млрд рублей, объем рынка каско — 195 млрд рублей.
Такие
цифры существенно выше среднего уровня мошенничества в мире, который по
данным компании "SAS Россия/СНГ" составляет порядка 10%. Причем за
последние три года уровень страхового мошенничества в России вырос в два
раза.
Набор схем, которые используют мошенники, не так
велик. Самое простое — когда никакого ДТП вообще не было, а повреждения
автомобиль получает, например, в ходе неумелой парковки владельца. Не
желая самостоятельно оплачивать ремонт, он в этом случае приглашает
знакомого, и вместе они инсценируют аварию. Прибывшие сотрудники ГИБДД
составляют протокол, и предприимчивый автовладелец чинит машину за счет
страховой компании мнимого виновника.
— К услугам сотрудников
ГИБДД прибегают в разных случаях: когда дорожно-транспортное
происшествие действительно произошло, но требуется исказить его
обстоятельства, например, перенести время наступления ДТП на более
поздний срок, для того чтобы водитель успел оформить страховой полис.
Или, скажем, ДТП происходит в другом месте, в другое время и при
совершенно иных обстоятельствах, но для получения страховой выплаты, его
нужно оформить сейчас, — говорит начальник управления безопасности
"РЕСО-Гарантия" Анатолий Давыдов.
Иногда полицейские оформляют
ДТП даже без выезда на место, а мошенники при этом даже не пытаются
придать месту происшествия характерных признаков произошедшей аварии.
—
Cуды принимают справки ГИБДД за непреложную истину. Оспорить такие
документы крайне сложно. И даже если удается доказать, что в документах
указаны ложные сведения, то никакой ответственности сотрудники ГИБДД в
большинстве случаев не несут, — говорит Давыдов.
Кроме полицейских, мошеннические схемы в связке с другими действующими лицами подчас проворачивают работники самих страховых компаний: например, они страхуют уже однажды побывавшие в аварии автомобили или оформляют полис задним числом, уже после ДТП. Причем, по мнению президента Ассоциации защиты страхователей Николая Тюрникова, фактор внутренней коррупции присутствует в подавляющем большинстве случаев обмана со стороны клиентов.
Но самое простое и самое распространенное — это
банальное завышение суммы ущерба на этапе урегулирования убытков. На
такой вид мошенничества, по словам специалистов "SAS Россия/СНГ",
приходится от 70 до 80% мошеннических заявок.
— В этом, как
правило, участвуют работники страховых компаний: за какой-то процент,
обычно это от 20 до 50% от суммы выплаты, они соглашаются беспроблемно
провести процедуру урегулирования в пользу клиента, — говорит Николая
Тюрников.
По мнению директора по страхованию автогражданской
ответственности СК "Альянс" Андрея Антохонова, число мошеннических
взысканий по ОСАГО (20%) значительно больше, чем по каско (12%), в связи
с более жесткими требованиями к последнему.
Впрочем,
страховщики тоже не сидят на месте. Например, проверку обстоятельств
угона по каско доверяют департаментам безопасности.
— В каждом
конкретном случае мы составляем специальный опросный лист с конкретными
вопросами по обстоятельствам приобретения, эксплуатации, страхования и
хищения транспортного средства, который должен заполнить собственноручно
страхователь, — рассказал "Известиям" директор департамента
безопасности СК "Согласие" Юрий Панченко.
Иногда достаточно
бывает просто провести с клиентом-обманщиком разъяснительную беседу для
отзыва его заявления на выплату, добавляют специалисты СОГАЗа.
По словам страховщиков привлечь мошенников к ответственности довольно сложно.
—
В суде очень сложно доказать преступный умысел, что обвиняемый не
случайно "перепутал" что-то или "забыл" о старых повреждениях, а сделал
это именно нарочно, — говорит Антохонов.
Кроме того, в
последние годы появились компании, сдающие напрокат поврежденные детали
автомобилей специально для получения выплат.
В свою очередь, у
потребителей тоже накопилось немало претензий к страховым компаниям.
Как страхователи порой пытаются ввести их в заблуждение, так и наоборот —
нередко сами страховщики отказывают от выплат по надуманным причинам.
—
Самый распространенный прием — заявить, что документы от клиента
получены не были. Не все же знают, что нужно требовать отметку о приеме,
когда приносишь бумаги, — говорит президент Межрегионального союза
защиты прав страхователей Иван Бирюков. Причем достаточно заявить, что
не хватает одного документа, чтобы затянуть выплату или отказать в ней.
Реже
бывает, что страховая компания открещивается от принадлежности ей
полиса, по которому клиент требует компенсации, или заявляет о том, что
агент, через которого полис был приобретен, не предоставил квитанцию об
оплате страхового вознаграждения, что делает его недействительным. И
классический путь обмана потребителей представителями страховых — это
занижение объема выплат, иногда в десятки раз, добавляет Бирюков.
Некоторые
страховые компании вовсе исчезают с рынка, после чего десятки, а то и
сотни людей не могут получить положенные им по закону выплаты. В феврале
этого года в отношении руководства одной из страховых компаний
Управление экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД
по столице возбудило уголовное дело по подозрению в мошенничестве.
Офисы компании закрылись и ее руководство скрылось прихватив свыше 500
млн рублей, заплаченных гражданами за автостраховки.