Роскосмос просит на космодромы более 900 млрд рублей
С учетом обострившихся в прошлом году трений с Казахстаном относительно использования космодрома Байконур Роскосмос описал в концепции ФЦП два возможных сценария развития ситуации: базовый и кризисный. Первый сценарий обойдется бюджету почти в 800 млрд рублей, второй стоит более 900 млрд рублей.
Базовый вариант подразумевает мирный характер отношений с Казахстаном, на фоне которых Россия продолжает инвестировать в развитие инфраструктуры комплекса. В этом случае к 2018 году стартовый комплекс для носителей "Зенит" дооборудуется для отработки беспилотных (то есть испытательных) запусков нового пилотируемого корабля, который сейчас создается в РКК "Энергия". Вместе с этим базовый сценарий предусматривает возможности для осуществления международных программ на Байконуре совместно с Казахстаном.
На Восточном в тот же период — 2016–2018 годы — планируется создать стартовый комплекс для носителя "Амур" (это ракета "Ангара" тяжелого класса), а также инфраструктура для перспективных средств выведения, а именно унифицированные объекты технического, стартового и заправочного комплексов для ракетного комплекса тяжелого класса. Речь идет о создании носителя сверхтяжелого класса, способного выводить на низкую околоземную орбиту (высотой около 200 км) полезную нагрузку массой до 70 т. Главная цель создания такой ракеты — осуществить к 2028 году полет пилотируемого корабля нового поколения к Луне. Хотя речь идет не только об этой миссии — ракету планируется также использовать для доставки непилотируемых космических аппаратов к астероидам и другим небесным телам.
Не забыт в новой программе и космодром Плесецк, находящийся в ведении Минобороны, — там планируется дооснащение и модернизация существующих комплексов, создание объектов наземной инфраструктуры для перспективных разгонных блоков, работающих на водороде и кислороде.
На работы по базовому варианту Роскосмос просит выделить 797 млрд рублей.
Кризисный вариант предусматривает возможность "возникновения правовых, организационных и социальных условий, при которых сводится к минимуму возможность осуществления космической деятельности с Байконура на рубеже 2020 года". Логично, что кризисный вариант отличается от базового более интенсивными темпами создания инфраструктуры на Восточном. Дополнительные инвестиции в этом случае достанутся и Плесецку: на форсированное создание технического комплекса для подготовки космических аппаратов с целью их запуска до ввода в эксплуатацию второго пускового комплекса "Амур" на Восточном. Речь идет об инвестициях на уровне 10,3 млрд рублей.
По данному сценарию инфраструктура Байконура после 2021 года поддерживается только для осуществления единичных запусков.
Смета кризисного сценария — 901,6 млрд рублей.
Этот вариант сценария имеет высокие шансы на принятие, учитывая развитие ситуации вокруг Байконура. Напомним, что в декабре прошлого года правительством Казахстана был утвержден план запусков с Байконура на 2013 год, который привел конфликту с Россией. Количество согласованных Казахстаном стартов ракеты-носителя "Протон" было снижено до 12, в то время как на 2012 год было согласовано 14 запусков. Кроме того, в тексте постановления казахстанского правительства говорится о том, что "старты космических аппаратов, предусматривающие использование нового района падения отделяющихся частей ракет-носителей типа "Союз", могут осуществляться только после подписания и вступления в силу соответствующего международного договора". В ответ МИД РФ направил официальную ноту казахстанской стороне в которой пригрозил Казахстану прекращением сотрудничества по всем совместным проектам в области космоса.
"В сложившейся ситуации Россия будет вынуждена пересмотреть свою позицию о целесообразности продолжения двустороннего сотрудничества по совместным проектам, в том числе по программе "Днепр", совместному проекту "Байтерек" с учетом планов по его переводу на ракету-носитель "Зенит" и ряду других", — говорилось в тексте ноты.
По мнению научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, прошлогодний демарш Казахстана сыграл на руку Роскосмосу в плане перспектив получения дополнительных инвестиций на развитие инфраструктуры космодромов:
— Не удивлен, что Роскосмос использует события вокруг космодрома Байконур как повод для того, чтобы попросить побольше денег, это вполне нормальный подход. Потому что для Минэкономразвития, Минфина и других ведомств, где будут рассматривать предложения Роскосмоса, всё прозвучавшее тоже серьезно. А если разница между базовым и кризисным вариантами не столь велика, то и глава государства вполне может предпочесть кризисный вариант, чтобы избавиться от зависимости.
Предложения по концепции новой ФЦП по развитию космодромов уже согласованы с государственными заказчиками новой программы — Минобороны, Минрегионом, ФМБА РФ — и направлены на согласование в Минфин, отмечают авторы концепции.