ФСИН ждет новая тюремная реформа
Концепция тюремной реформы, рассчитанная до 2020 года, претерпит
существенные изменения. По данным "Известий ", на специальном заседании
Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам
человека будет объявлено о создании межведомственной комиссии по реформе
уголовно-исполнительной системы и кардинальном пересмотре основных
положений самой концепции. Реформа, задуманная в 2009 году, признана
экспертами проваленной, противозаконной и изначально невыполнимой. Кроме
того, на ее реализацию — например, на переделку почти 500 колоний в
тюрьмы — необходимо 1,8 трлн рублей, которых нет в бюджете.
Корректировка
нынешней тюремной реформы была одобрена Владимиром Путиным во время
встречи с уполномоченным по правам человека Владимиром Лукиным. Она
состоялась 28 марта, но на ней были согласованы лишь общие положения и
сама идея создания межведомственной комиссии. На заседании
"федотовского" совета, в котором примут участие представители ФСИН,
Минюста, администрации президента, Генпрокуратуры, а также
правозащитники и сотрудники аппарата уполномоченного по правам человека,
будут рассмотрены детали провальной реформы и способы ее корректировки.
В аналитической записке, с которой ознакомились "Известия",
идет речь о массовых нарушениях прав осужденных — в частности, 153 тыс.
человек были переведены в другие исправительные учреждения, в том числе и
в другие субъекты РФ, что прямо противоречит закону и разрывает
социальные и семейные связи. А вместо заявленной в концепции реформы
раздельного проживания впервые осужденных и рецидивистов получилось
ровно наоборот: лица с погашенными или снятыми судимостями, но с богатым
тюремным опытом оказались в одних отрядах вместе с "первоходами".
—
Люди, которые пришли во ФСИН в 2009-м году, не знают ни
уголовно-исполнительного кодекса, ни практики исполнения наказаний.
Впервые осужденные и осужденные повторно всегда по закону содержались в
разных отрядах, а вот то, что начали творить в рамках концепции, когда
153 тыс. человек гоняли по всей России, — это полное безобразие и
нарушение прав осужденных: их оторвали от дома, потратили колоссальные
бюджетные средства, что, не сомневаюсь, позволило кому-то на этом
нажиться, — говорит официальный представитель РФ в комитете Совета
Европы по предупреждению пыток Наталья Хуторская.
Эксперт
Совета по правам человека при президенте РФ Владимир Осечкин считает,
что реформа с самого начала носила декоративный и имитационный характер.
— Эксперты к ее обсуждению даже не привлекались, научной
проработки концепции не было вообще, — говорит Осечкин. — Надо принять
непростое, но нужное решение о "перезагрузке" реформы УИС.
Например,
согласно планам тюремной реформы, вместо колоний с бараками должны были
быть построены комфортабельные тюрьмы с разными видами режима
содержания, а также открыты колонии-поселения для впервые осужденных,
совершивших нетяжкие преступления. Всего предполагалось построить 721
учреждение нового типа: 58 тюрем особого режима, 180 — усиленного, 210 —
общего режима для мужчин и 55 — для женщин. При этом в бюджет не были
заложены 1,8 трлн рублей, необходимые для такой перестройки.
В
2012 году удалось перепрофилировать только 13 учреждений, а в тюрьмах —
всего их в России семь — на сегодняшний момент отбывает наказание лишь
900 человек, или 0,3% от общего числа осужденных. Тюремный режим в
России является составной частью наказания, и после отсидки на "крытке"
зэков переводят в обычные колонии. Опыта работы в тюрьмах "полного
цикла" в России просто нет.
— В концепции была ссылка на
международные стандарты и европейский опыт, но разработчики проекта даже
не удосужились ознакомиться с ними, они не поняли суть этих документов,
не поняли их духа и буквы, — говорит Хуторская. — Все их ссылки на
якобы какие-то международные стандарты — это, извините, блеф, это
домыслы непрофессионалов и людей несведущих. Ни в одном европейском
документе не указывается, что осужденных надо содержать в тюрьмах,
наоборот, европейцам в качестве положительного примера приводили
исправительные колонии России, где осужденные имеют относительную
свободу передвижения. А спустя три месяца началась работа над
концепцией, которая шла в прямо противоположном направлении.
Руководитель
Московской ОНК Валерий Борщов заявил "Известиям", что в первую очередь
нужно перестроить бараки, а уже внутри них — сделать небольшие комнаты
на 6–10 человек.
— Исправительные учреждения в нынешнем виде —
это отрыжка ГУЛАГа, но полноценно перестроить их сейчас невозможно,
никаких денег на это не хватит, — говорит правозащитник.
О
том, что непродуманная реформа привела во многом к катастрофическим
последствиям — как для осужденных, так и для сотрудников ведомства, —
говорят и сами работники ФСИН.
— Как результат непродуманной
реформы — снижение профессионального уровня сотрудников. За последние
три года были уволены или ушли со службы сами около 55 тыс. человек,
фактически это был разгром профессионального ядра, — считает полковник
ФСИН в отставке Сильва Арутюнян. — Отсюда многочисленные жалобы на
поборы, увеличение побегов и бунты в колониях, сообщения о которых
попадают в прессу.
Первым о провале реформы ФСИН вслух в
конце прошлого года заявил первый замдиректора ведомства Эдуард
Петрухин. Случилось это в Челябинске на выездном заседании рабочей
группы Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам
человека, посвященном расследованию бунта в копейской колонии № 6.
Руководство тюремного ведомства сразу же открестилось от его резких
заявлений, назвав их "частным мнением". В отношении Петрухина начали
служебную проверку. По ее итогам генералу вменили "грубое нарушение
служебной дисциплины". Комиссия предложила привлечь Петрухина к
дисциплинарной ответственности и поставить вопрос о соответствии
занимаемой должности и "возможности дальнейшего прохождения службы в
УИС".
Одним из способов выхода из сложившейся ситуации
эксперты считают не только существенную корректировку самой концепции,
но и смещение акцентов с тюремного содержания осужденных на применение
альтернативных видов наказания и даже строительство новых тюрем за счет
частных инвесторов — с последующей передачей их в аренду государству.