"Социально-медицинский" способ экономии: людей лишают пенсии по инвалидности, объявляя их трудоспособными

Все проведенные в последние время реформы пенсионного обеспечения возлагавшихся на них задач не решили, а сама идея накопительной системы оказалась не только концептуально необоснованной, но и плохо рассчитанной. Концептуально ее порочность была в том, что само право гражданина на достойную пенсию, записанное в Конституции, превратилось в его обязанность копить самому себе средства на старость. Эта идея лицемерна по сути, потому что право копить деньги невозможно отнять в принципе. Об этом пишет Сергей Черняховский на novopol.ru.

Процент же, который в пенсионной системе человек может получить от накопления, по исходным правилам меньше, чем процент, который он может получить от тех же накоплений, помещенных в банк. С той разницей, что каким бы ни был его "белый доход" и сколько бы его фонд накопления не составил, он не может получать пенсию больше заранее определенной суммы – на сегодняшний день это около 12 тысяч рублей. То есть, в советском измерении, это примерно 60 рублей того времени, в два раза меньше, чем мог получить пенсионер в 70-80-х годах. При этом, как признался премьер Медведев, оказалось, что человек, попавший по году своего рождения в накопительную систему, получит меньшую пенсию, чем тот, кто в нее не попал. А Пенсионный фонд живет с нарастающим дефицитом, который сегодня составляет триллион рублей.

С точки зрения нормальной логики, субъект, которому не хватает денег для выполнения своих финансовых обязательств, ищет пути их заработать, то есть что-то произвести и реализовать, обеспечив возрастание стоимости. Но люди, осуществляющие экономическую власть в России, категориями "произвести" не мыслят. Они мыслят категориями "распродать", "занять", "отобрать", "поделить" и особенно – "сократить расходы".

Однако официальная государственная политика требует повышать социальные выплаты, в том числе и пенсии. Значит, при существующей ущербной логике экономических властей, нужно либо собрать у кого-то больше денег, либо доходы на одного человека повысить, но число тех, кому их выплачивают – сократить. Отсюда, в частности, и вытекает идея повышения пенсионного возраста: платить меньшему количеству людей и в течение меньшего периода времени. Кроме того, пока они будут работать, собирать с них налоги.

Пока это сделать не удается, но сократить расходы очень хочется. Встает вопрос о том, как официально ничего не пересматривая, уменьшить число тех, кому нужно платить. Сократить число пенсионеров по возрасту не удается. Но есть категория пенсионеров по инвалидности. В Москве, например, таких, по имеющимся данным, 1,2 млн. человек. Москва – это 10 % населения страны, выходит, что в целом по России их около 12 миллионов человек. При пенсии в 10 тысяч рублей это уже составляет сумму в 120 миллиардов. Кроме того, инвалид имеет право на бесплатные лекарства, бесплатный проезд в транспорте, санаторное обеспечение, льготы по коммунальным платежам. Все вместе это дает сумму, сопоставимую с суммой самой пенсии.

Уменьшение числа инвалидов хотя бы на 10 % – это уже под 20 миллиардов рублей в год. Но лишить человека пенсии по возрасту невозможно. Лишить пенсии по инвалидности – можно, если объявить инвалида здоровым. Ведь четких критериев предоставления инвалидности нет. Формально их три: ограничение способности выполнять трудовую деятельность, ограничение способности к передвижению, ограничение способности самообслуживания.

Есть у человека такие ограничения в результате его заболевания или нет, решают в бюро медико-социальной экспертизы, где существует трехуровневая система: местное бюро, главное бюро по субъекту Федерации, федеральное бюро. В них работают эксперты, формально считающиеся врачами. Но сегодня это не медики, профессионально связанные с лечением и обладающие компетенцией в оценке здоровья. Большая часть экспертов вообще не имеют отношения к здравоохранению – это чиновники Министерства труда.

Сегодня эксперты бюро не имеют врачебных обязательств перед больными и лечащим учреждением. Но они имеют служебные обязательства перед начальством. Состояние здоровья человека их в принципе не волнует. Зато они могут произнести замечательную фразу: "Заболевания у вас есть, они тяжелые, но ограничений трудоспособности мы у вас не находим". Так они выполняют указания начальства – экономить средства. То есть, по возможности, новых инвалидов инвалидами не признавать, а у старых инвалидность либо снимать вообще, либо снижать группу.

При этом освидетельствование вообще проходит своеобразно. Человек приходит в назначенный ему день, перед этим пройдя осмотр врачей своей поликлиники, и представив заключение стационара, если он проходил в нем лечение. На этом этапе его смотрят именно профильные специалисты, дающие заключение, касающиеся его здоровья. Но окончательное решение о предоставлении или подтверждении инвалидности (ее, кстати, нужно подтверждать каждый год в течении пяти лет после первого предоставления) принимает бюро медико-социальной экспертизы.

Однако, во-первых, никакой комиссии может и не быть – председатель бюро позже просто подпишет акт у не присутствовавших на осмотре членов комиссии. Во-вторых, все заключения лечебных учреждений вообще не играют никакой роли. Даже если там написано, что у больного был инсульт, инфаркт или выявлена острая почечная недостаточность, "эксперт" с усмешкой может заявить: "Я ограничений в жизнедеятельности не нахожу. А лечащие врачи устанавливать ее некомпетентны".

Формально у вас есть право обжаловать это решение – вам выдадут бланк, и в течении трех дней дело вместе с апелляцией будет передано в вышестоящее бюро. Но вполне очевидно, что эта организация сделает все возможное, чтобы оправдать действия своих низовых коллег. Правда, здесь с вами будут обращаться более пристойно, чем раньше.

Еще одна деталь: готовьтесь к тому, что при работе экспертов будет присутствовать молодой человек в штатском, который, если его спросить, представится юристом. Он может сдержанно, но начальственным тоном обрывать экспертов, если они попытаются признать, что проблемы с трудоспособностью у пациента все же существуют. Он похож одновременно и на "силовика", и на фининспектора, контролирующего расход средств.

Здесь тоже можно обжаловать решение – вам опять выдадут бланк и сами отвезут дело в федеральное бюро МСЭ... Но система понятна – экономия будет обеспечена. Если правительство требует сократить число получающих социальные выплаты, это требование исполняют. Можно, конечно, подать на экспертов в суд, но в современной России суды не защищают человека.

Читайте полную версию на сайте