Дошкольников приучат к красивым вещам и собственной значимости
Глава рабочей группы, директор Федерального
института развития образования (ФИРО) Александр Асмолов рассказал
"Известиям ", что в новом стандарте будет сделан упор на социальное,
моральное и творческое развитие ребенка.
— Речь идет об
индивидуальном развитии для каждого ребенка, а не о "кастрации" личных
особенностей и личностного потенциала, — рассказал эксперт. — Социологи
выяснили, чего ждут родители и преподаватели от детей различных
возрастов. Именно на эти направления будет делаться упор.
ФИРО
и Минобрнауки провели исследования ожиданий семьи, детсада и школы от
дошкольного образования. Выяснилось, что, по мнению родителей, ребенок в
3–4 года должен обладать коммуникативными навыками,
целеустремленностью, личностной уверенностью и сознанием собственной
значимости. А также опрятностью, уважением, вкусом к красивым вещам и
умением отличать хорошее от плохого. В 4–5 лет родители ждут от детей
развитой речи и интеллектуальных способностей, уважения к старшим,
целеустремленности, лидерских качеств и организаторских способностей,
самоуважения. В возрасте 5–7 лет от детей ждут уважения, умения общаться
в коллективе, адекватности, твердости и упорства, а также
самодостаточности.
Кроме того, считают родители, детсад должен обеспечить ребенку здоровье и физическое
развитие и умение обслуживать себя (завязывать шнурки, менять одежду и
т.д.).
По мнению воспитателей детсада, к семи годам ребенок
должен обзавестись развитой речью, коммуникабельностью как со
сверстниками, так и со взрослыми, любознательностью и способность
включаться в простую познавательно-исследовательскую деятельность.
Совсем
другое мнение о необходимых семилетнему человеку навыках у учителей
начальной школы. Согласно исследованию, они считают, что в дошкольном
воспитании нельзя делать упор только на моральное и социально-творческое
развитие. По мнению школьных преподавателей, ребенок должен получить
запас знаний и умений в области математики и языка (счет, состав числа,
фонематический анализ слова, знание букв и т.д.). По версии учителей,
ребенок должен уметь писать печатными буквами, обладать знаниями о себе,
своей семье и ближайшем окружении, уметь подчиняться требованиям и
понимать свои обязанности.
Нужно переносить школьные схемы
работы в дошкольные образовательные учреждения, считает директор
московского лицея №1 535 Михаил Мокринский.
— Если школа
научилась работать в новом стандарте образования, то она должна
максимально транслировать его на дошкольный сектор, — говорит он.
Представитель
организации "Российским детям — доступное дошкольное образование" Анна
Любоведская также поддерживает идею подготовки детей к школе еще в
детском саду.
— Учебные программы сейчас сложные. Детям
непросто адаптироваться к школе, поэтому их нужно плавно готовить к ней,
— считает она. — В разработке стандарта должны принимать участие
общественные организации и родительские комитеты.
Проект
нового стандарта должны представить в Минобрнауки осенью. После
общественного обсуждения министерство планирует утвердить итоговый
документ.
— Нам поставлены жесткие сроки, — заявил "Известиям"
Александр Асмолов. — Если бы я сказал, что рисков в связи с этим нет, я
бы соврал. Мы можем не успеть создать программы подготовки
преподавателей. Возможно, мы можем не учесть всех факторов и вариантов
дошкольного образования.