Москва продает дирижабли Лужкова
Как
пояснил Виктор Еремин, "эти дирижабли пролежали никому не нужные, и
сейчас их распродают". Отметим, что у Юрия Лужкова были большие планы по
использованию "воздушных кораблей": патрулирование МКАД, борьба с
пробками и перевозка пассажиров. Предлагалось даже спасать утопающих с
помощью дирижаблей — мэр говорил, что "в случае обнаружения места
несчастного случая специалист может прыгнуть в воду и помочь тонущему".
Частично реализован был только один
проект — авиаотряд специального назначения московского ГУВД получил в
распоряжение два дирижабля Au-12 — 34-метровые аппараты, способные
развивать скорость до 100 км/ч, и два аэростата Au-17. Дирижабли
несколько раз появились над кольцевой автодорогой, но вскоре
перекочевали в ангары КБ Мясищева в подмосковном Жуковском.
Два дирижабля последнего поколения Au-30
(длина — 55 м, максимальная скорость — 110 км/ч) были закуплены
компанией "АэроСкан", дочерним предприятием РАО "ЕЭС России", для
сканирования линий электропередач. Аппараты Au-30 вместе с
"милицейскими" Au-12 и Au-17 фигурируют в постановлении правительства
Москвы "О передаче авиационной техники на баланс Государственного
учреждения города Москвы "Московские авиационные услуги" от 24 июня 2008
года. В документе суммарная стоимость летательных аппаратов оценивается
в 120 млн рублей. Все дирижабли были произведены воздухоплавательным
центром "Авгуръ".
Как рассказал "Известиям" источник в мэрии, возможными
покупателями могут стать китайские производители летательных аппаратов, у
которых нет собственных технологий выпуска дирижаблей.
По мнению профессора МАИ Юрия Пугачева,
возможность дальнейшего использования дирижаблей зависит от того, в
каких условиях они хранились.
—
Дирижабли должны храниться в эллингах — специальных ангарах, в надутом
виде, хотя можно немного спустить давление. Если оболочку полностью
спускают, надо подвергать ее особенно тщательной диагностике перед
последующим использованием, — пояснил Пугачев.
Он добавил, что экспертизой перед продажей аппаратов должен заниматься не производитель, а независимая организация.
Депутат
Мосгордумы, кандидат технических наук Александр Крутов поддерживает
желание властей избавляются от непрофильных активов.
—
Городу не нужны расходы на охрану, чистку и хранение этих дирижаблей, а
покупатели найдутся, тут возможны разные варианты: продажа по частям
или целиком, — говорит эксперт. — Но для организации, которая раньше
дирижаблями не занималась, возникнет проблема: аппарат должен быть
привязан к комплексу обслуживания полетов — нужен ангар, газгольдеры
(крупные резервуары для хранения газа), причальные мачты.
По мнению Крутова, аппараты можно
использовать для полетов вне города — показывать туристам виды Москвы, а
вот получить разрешение на полеты непосредственно над городом
практически невозможно.
Крутов считает, что идея патрулирования МКАД всё еще актуальна, но лучше использовать другие аппараты.
— Для патрулирования дорог больше
подойдут беспилотные летательные аппараты, в том числе беспилотные
дирижабли: во-первых, они меньше, во-вторых, могут находиться в воздухе
значительно дольше, — пояснил Крутов. — Эти машины радиоуправляемые и
работают по заданной программе.
Это
не первое начинание Лужкова, от которого отказываются нынешние
столичные власти. Так, в октябре 2010 года мэрия отвергла идею разгонять
снеговые облака на подходе к столице. Напомним, что Лужков
предлагал таким образом "осадить снег за пределами Москвы". Около года
назад город также отказался от планов по реконструкции гостиницы
"Россия" в центре столицы: на этом месте было разрешено разбить парк.