Проводников, стюардов и полицию обяжут выучить язык жестов
Представители РФ подписали конвенцию "О правах инвалидов" в сентябре 2008 года, она была ратифицирована Россией в сентябре 2012-го. Цель этого международного документа — обеспечить для всех инвалидов реализацию прав и равных с другими гражданами возможностей.
Как сообщили "Известиям" во Всероссийском обществе инвалидов (ВОИ), ранее язык жестов по роду деятельности учили только педагоги специализированных школ и дошкольных учреждений, а также специалисты-сурдопереводчики и тифлосурдопереводчики (перевод с языка слепоглухих).
Минтруда среди прочего предлагает внести изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Устав железнодорожного транспорта, закон "О железнодорожном транспорте", а также в ФЗ-342 "О службе в органах внутренних дел".
Так ФЗ "О службе в органах внутренних дел" предлагается дополнить положением о том, что сотрудники органов внутренних дел, замещающие отдельные должности, обязаны владеть навыками русского жестового языка. Перечень должностей, которым следует понимать язык глухих, должно определить само Министерство внутренних дел. Источник "Известий" в МВД сообщил, что готовить этот список еще не начали, так как законопроект еще не одобрен.
По мнению председателя ВОИ Александра Ломакина-Румянцева, обучать общению с помощью жестов прежде всего следует постовых полицейских, инспекторов ГИБДД, а также участковых.
— Следователям основы жестового языка знать не нужно, для ведения допроса требуются услуги профессиональных переводчиков, — говорит Ломакин-Румянцев.
По его словам, сегодня сотрудники полиции и ГИБДД не только не имеют базовых навыков общения со слабослышащими, но и вообще не готовы, что им придется отвечать на вопросы таких людей.
— Глухой человек обращается с вопросом к полицейскому, как ему пройти куда-либо. А у полицейского даже блокнота и ручки при себе нет, чтобы написать ответ, — отмечает эксперт.
Кроме того, Минтруда предлагает в обязательном порядке обучить жестовому языку работников железнодорожного транспорта и членов судовых экипажей, непосредственно обслуживающих пассажиров. Объем знаний и сроки обучения для этих категорий, согласно предложению министерства, должен определить Минтранс.
Председатель ВОИ отмечает, что в России нет достаточного количества переводчиков и педагогов, способных обучать языку жестов.
По словам профессора Российского государственного социального университета (РГСУ), заведующей лабораторией русского жестового языка Валентины Камневой, для получения минимальных знаний по предмету требуется пройти курс, состоящий из 72 академических часов.
— Изучение жестового языка настолько же сложно, как изучение любого иностранного, — говорит профессор Камнева.
По ее словам, минимальная цена на подготовку одного человека — 13 тыс. рублей. Это при условии, что занятия проходят в Москве, преподавателям не нужно выезжать. Минимальная стоимость не включает затрат на учебные и методические пособия для студентов. Учебная группа, как отмечает Камнева, может состоять из 12–15 человек, так как большему количеству учеников педагог не сможет в индивидуальном порядке показать жесты.
Валентина Камнева подтверждает, что педагогов не хватает и при госзаказах лаборатории приходится работать на пределе возможностей. Она рассказала, что в прошлом году лаборатория обучила по госгранту 150 сотрудников МЧС, также обучение проходят сотрудники школ и коррекционных центров.
По словам руководителя лаборатории, при прохождении курса студенты должны быть освобождены от работы.
— Жестовый язык — это одновременно и умственная и физическая нагрузка. Совмещать учебу и работу не получится. Ученики проводят на лекциях по восемь часов в день, — сообщила она.