В Госдуме отказались приравнивать богохульство к хулиганству
По словам собеседника, во ведении в УК РФ новой статьи о защите чувств верующих нет необходимости. По результатам диалога Госдумы с конфессиями, Советом по правам человека и Общественнойи палатой решено расширить статью 148, переименовав ее в "Нарушение права на свободу совести и вероисповедований". Данной статьей предусматривается наказание от 300 тысяч штрафа до 3 лет лишения свободы.
- Статья воспрепятствование свободы совести переименовывается и соответственно меняется ее нормативное содержние. В эту статью подключается часть мыслей, которые были в статье 243.1. Есть предложение обозначить в ней запрет на публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу, оскорбляющие чувства верющих, - говорит собеседник издания.
Данная поправка будет внесена ко второму чтению законопроекта, в первом же чтении, которое намечено на 22 марта документ будет принят в изначальном виде.
С привлечением юристов было выработано, что осквернение объектов религиозного значения вполне можно покрыть существующими действующими статьями, как например "Вандализм" и "Уничтожение памтяников искусства".
- Была точка зрения, что оскорбление религиозных чувств нужно подвести под "хулиганку", но тогда тема религии размывается с защитой общественного порядка. Это неправильный путь, - говорит источник "Известий".
Пункты "умышленное публичное унижение достоинства другого лица в связи с его отношением к религии" и публичное осквернение предметов религиозного почитания предлагается как и раньше прописать в КоАП (ст. 5.26).
Глава комитета по взаимодействию с религиозными организациями, один из авторов законопроекта Ярослав Нилов не исключает, что ко второму чтению из законопроекта о защите религиозных чувств будет исключена статья 243.1 за "оскорбление религиозных чувств и убеждений граждан".
- У нас есть некоторое понимание, как законопроект необходимо доработать к первому чтению. Состав преступления сейчас не закреплен специальной статьей, а значит может с сохранением концепции быть перенесен в другие действующие сегодня уголовные статьи, - говорит депутат.
Протоиерей Всеволод Чаплин в разговоре с изданием заявил, что должна существовать отдельная статья о защите религиозных чувств и убеждений граждан.
- Чувства верующих людей должны быть защищены, также как и почитаемые верующими предметы и их богослужение. Есть все основания считать, что защита чувств верующих будет усилена. Такова воля нашего народа. Думаю, что государство к ней прислушается, - уверен Чаплин.
Сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов убежден, что закон о защите чувств верующих должен носить обобщенный характер.
- Нельзя выделять чувства верующих и отделять чувства людей, которые к верующим не относятся. Сегодня мы можем докатится до того, что закон будет защищать чувства отдельных категорий граждан, что приведет к расслоению общества, к кастовой системе. Пока же исходя из закона получается, что чувства верующих нельзя задевать, а чувства других людей можно, а это неправильно, - подчеркнул Аширов.
Раввин Зиновий Коган намерен поддержать идею об исключении отдельной статьи за оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан из законопроекта.
- Это разумно. Завтра на комиссии Государственной думы я поддержу этот шаг со стороны правительства. У нас итак много законов, нужно провести ревизию в хозяйстве, может и ненужно плодить, ибо в шелухе уже и не найдешь зерно, - считает он.
Политолог Михаил Виноградов предполагает, что разговор об исключении отдельной статьи из законопроекта возник сейчас для того, чтобы успокоить общественное мнение.
- Сейчас они успокоят народ, а в последний момент запихнут какую-то другую не менее кривую формулировку. Формулировка статьи 243.1 была скандальная. Из-за нее, например, к оскорблению чувств верующей женщины могли приписать все что угодно, вплоть до отсутствия комплиментов – это было бы оскорблением, потому что женщина верующая, - рассказывает он.
Предложения по реформе правовых норм в области защиты религиозных чувств граждан появились после "панк-молебна", проведенного группой Pussy Riot в храме Христа Спасителя.
Стоит отметить, что новые предложения парламентариев перекликается с редакцией закона президентского Совета по правам человека. В январе правозащитники решили не прописывать новые статьи в Уголовном кодексе и не наказывать за сам факт оскорбления чувств верующих. Но при этом предлагаемые ими наказания в ряде случаев оказались даже более жесткими, нежели те, которые прописали депутаты.
В ферале этого года глава комитета Госдумы по взаимодействию с религиозными организациями Ярослав Нилов предалагал расширить и распространить нормы законопроекта на все зарегистрированные в России религии, а также атеистов.