Росавиация предлагает конфисковывать неисправные самолеты
Власти намерены ужесточить наказание для нерадивых пилотов, летающих
на неисправных либо неоформленных самолетах. Речь идет об авиации общего
назначения (АОН), или малой авиации — небольших самолетах, не
использующихся для коммерческих авиаперевозок и авиаработ. Подводя итоги
2012 года, в Росавиации пришли к выводу, что для наведения порядка и
снижения аварийности в этом секторе необходимы ужесточать правила игры. Об этом сообщает "Известия ".
В
числе жестких мер Росавиация предлагает разработать процедуру
задержания или изъятия воздушных судов малой авиации, если они являются
объектом или средством совершения правонарушения. Такая норма заложена в
статье 3.7 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Как
рассказали "Известиям" в Росавиации, в КоАП эта мера предусмотрена
давно, но никогда не применялась. Отсутствует необходимая нормативная
база, регулирующая процедуру задержания и изъятия воздушных судов,
сетуют в ведомстве. Сегодня конфискация воздушного судна возможна по
решению суда, но процедура не прописана ни в Воздушном кодексе, ни в
Положении о Росавиации.
Кроме задержания летательного аппарата
предлагается также разработать процедуру лишения пилотов права
управления самолетами за грубые нарушения норм безопасности, увеличить
штрафы за нарушение правил полетов и порядка использования воздушного
пространств. За выполнение полетов на заведомо неисправных либо не
имеющих необходимых документов бортах, а также за пилотирование
человеком, не имеющим действующего свидетельства пилота, предлагается
ввести уголовную ответственность.
Росавиация берет пример с
ГИБДД — пилотов будут штрафовать, лишать "прав" и ставить "транспортное
средство" на штрафплощадку. В ведомстве и сами сравнивают себя с
гаишниками, но указывают на намного меньшее число сотрудников, которых
недостаточно для установления полного контроля. В Росавиации всего около
300 специалистов, отвечающих за инспектирование безопасности полетов.
В
госведомстве необходимость ужесточения борьбы с нарушителями объясняют
ростом аварийности в этом сегменте авиации. Сейчас в России
зарегистрировано 2,4 тыс. воздушных судов, относящихся к категории АОН,
из них 1815 принадлежат частным лицам. По данным Росавиации, в прошлом
году количество происшествий с бортами АОН выросла на 20% до 25 случаев:
произошло 17 катастроф, в которых погиб 31 человек, и 8 аварий, а
тяжесть этих происшествий выросла на 33%. Кроме того, в 2012 году
произошло 14 авиационных происшествий (4 катастрофы и 10 аварий) с
самолетами "неизвестного происхождения и истории", без госрегистрации и
без подтверждения летной годности.
В Межрегиональной
общественной организации пилотов и граждан — владельцев воздушных судов
("АОПА-Россия") к новой инициативе Росавиации относятся резко
отрицательно, считая, что она неадекватна сложившейся ситуации. Как
рассказал "Известиям" председатель правления "АОПА-Россия" Владимир
Тюрин, говорить о росте аварийности в малой авиации по меньшей мере
некорректно.
— Рост численности воздушных судов АОН
значительно опережает рост аварийности, — отмечает Владимир Тюрин. —
Если брать процентные соотношения численности парка, часов налета и
количества авиационных происшествий, то мы увидим, что аварийность
неуклонно снижается. Так что говорить о задержании или изъятии
летательных аппаратов можно только в каких-то совсем исключительных
случаях. Но и это должно быть строго в рамках законодательства. Наводить
порядок с безопасностью полетов, конечно, необходимо, но делать это
надо вдумчиво, занимаясь не введением дополнительных репрессивных мер, а
упрощением процедур и правил, делая их более выполнимыми и позволяя
пилотам тратить время и средства на совершенствование летного
мастерства, а не на борьбу с бюрократией.
По мнению
"АОПА-Россия", сфера АОН чрезмерно бюрократизирована и ее развитие во
многом сдерживается существующими ограничениями. К таковым в ассоциации
относят финансовую нагрузку на владельцев воздушных судов,
бюрократические сложности с регистрацией и получением документов о
летной годности техники. К примеру, в настоящее время ни одна госуслуга
не предоставляется Росавиацией в электронном виде — владельцы вынуждены
лично ехать в Москву либо нанимать дорогостоящих посредников для
выполнения простых процедур.