Муфтий Фарид Салман: чем меньше мечетей в Москве, тем лучше для Равиля Гайнутдина
Мнение большинства жителей Москвы насчет новых мечетей пока что однозначно – этих мечетей быть не должно вообще. Такой настрой москвичей вырос не на пустом месте. Строительная мания предыдущего мэра выработала у жителей неприятие любой стройки. Где стройка – там обязательно шум, гам, грязь. Мечеть москвичи также не воспринимают как мирный дом молитвы. Исламофобия стала такой же хронической болезнью Москвы, как и пресловутый квартирный вопрос.
Кухонная исламофобия
Причину исламофобии нельзя искать исключительно в незнании людей сути Ислама. Виноваты в этом даже не ангажированные СМИ, любящие сталкивать людей разных убеждений лбами. Причина такой исламофобии – отсутствие в России гибкой межрелигиозной политики и понятной всем гражданской идеологии. В такой ситуации общество разделяется на замкнутые группы, которые далеко не всегда расположены к диалогу. Разобщение начинается с семьи – ячейки любого общества. Чем сложнее социальные страты – тем разделение сильнее.
В православном сегменте одна группировка верующих нередко конфронтирует против другой. Ожидать, что такая толпа одиночек воспримет Ислам положительно – не стоит. Квинтэссенция исламофобии выражена в словах, сказанных автору материала одной москвичкой: "эти мусульмане – террористы, мракобесы. Они своих женщин закутывают в паранджу, убивают людей. Они Даниила Сысоева убили". Со стороны такие слова выглядят параноидальным бредом, но, увы, люди думают именно так. Приведенный выше образчик кухонной исламофобии - это, по сути, забродивший внутри социальный протест.
Любой копящийся социальный негатив нуждается в выплеске, и этим выплеском стали митинги против строительства мечетей. В 2010 году такие акции проходили в районе метро "Текстильщики". В 2011 – 2012 годах – в Люблино и Митино. Видя негативную реакцию людей, власти Москвы "шли в отказ" к Совету муфтиев России (СМР) – главному инициатору мечетизации Москвы, но СМР продолжал гнуть свою линию, периодически наталкиваясь на протесты москвичей и "рогатки" властей. Получался тупик, но, как ни парадоксально, этот тупик был структуре Равиля Гайнутдина (на фото) только на руку.
Мечетизация
Что такое мечетизация по-гайнутдиновски, Фарид Салман узнал на своем опыте. В 2004 году Фарид-хазрат, будучи представителем Талгата Таджутдина в Москве, договаривался о строительстве на юго-западе столицы мечети. Поскольку заявленная в проекте мечеть была небольших размеров, то чиновники из мэрии тогда пошли навстречу муфтияту Таджутдина.
"Однако вскоре вмешался Равиль Гайнутдин, который был в весьма теплых отношениях с Юрием Лужковым, тогдашним мэром столицы", - сказал "Спектру" Раис Сулейманов (на фото), ру
Равиль-хазрат и Аллахшукюр Паша-заде
Стоит пояснить одну важную деталь. В иерархии уммы России значимость муфтия определяется числом мечетей, которые он курирует. Первые места в этой иерархии принадлежат Координационному центру мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) (2000 мечетей), ДУМ РТ (1300 мечетей) и Центральному духовному управлению мусульман (ЦДУМ) (1050 мечетей). Совет муфтиев России по иерархии мечетей стоит на четвертом месте, но и это положение далеко не прочное. Мусульмане не особо жаждут видеть своим муфтием человека, разрушившего Соборную мечеть Москвы. Гайнутдин это прекрасно сознает, но не оставляет своих попыток пробиться из аутсайдеров в лидеры.
Путь Равиля-хазрата к лидерству в умме России отмечается расколом в существующих мусульманских структурах РФ. Весной 2012, когда муфтият Чечни вышел из КЦМСК, многие эксперты полагали: причина этого раскола – в тайных интригах СМР. Точно так же эксперты расценили события конца осени 2012 года в РАИС, когда из состава организации вышел Пермский муфтият. В начале декабря СМР заявил о создании на постсоветском пространстве организации под названием "Совет муфтиев СНГ". Действия в ближнем зарубежье были не столько подковерной борьбой против Аллахшукюра Паша-заде – давнего недруга Гайнутдина, сколько стратегией захода в Россию с "эсэнговского" тыла. Отдельные бои разгорелись в Москве. Кто владеет Москвой, то владеет и всей уммой России.
Московская стратегия СМР отличается двумя чертами: уже упомянутой страстью к спекулированию на чувствах мусульман и ярко выраженным меркантильным интересом. Последнее выражается в следующем. Если Гайнутдину не удавалось "осчастливить" какой-то район Москвы мечетью, то он любым путем старался сохранить за собой выделенную землю и собранные финансы. Несостоявшееся возведение мечети легким движением руки превращалось в возведение жилого дома для сотрудников СМР и их многочисленной родни. Свободные квартиры планировалось сдавать в аренду. Учитывая районы возведения домов, сумма аренды за квартиру выглядела бы весьма солидно.
Земля дороже мечетей
Например, в 2003 году по такому алгоритму планировалось возвести жилой дом в московском районе Строгино – экологически чистой зоне, с выходом на живописный лесной массив и Москву – реку. На месте строительства дома по адресу улица Исаковского, владение, 8 поначалу планировалось возводить мечеть. Узнав об этом "подарке", жители района возмутились, и "мечетизация" Строгино не состоялась. Но Лужков не стал требовать у СМР назад землю и деньги. Участок был передан под строительство жилого дома для работников Совета муфтиев. Параллельно с этим проектом мэрия Москвы планировала строительство другого ведомственного дома для СМР, по адресу Карамышевская набережная, владение 18. Строительство гайнутдиновского "дома на набережной" планировалось на месте старых пятиэтажек, которые мэрия планировала экстренным порядком снести. Узнав о решении Лужкова, жители "обреченных" хрущевок возмутились. Вскоре и этот прожект застопорился, а деньги ушли в неизвестном направлении. В ноябре 2012 заглох бизнес – проект СМР в Строгино. Власти Москвы сочли, что такой дом – слишком дорогой подарок для Совета муфтиев. Не исключено, что Собянин перекрыл СМР жилищный кислород с целью "резервирования" объекта для собственно московских нужд.
Собянин и Гайнутдин
Последние действия Собянина по отношению к СМР выглядят как наступание на пятки бывшему фавориту Лужкова. Интервью, данное столичным градоначальником "Эху Москвы", - рупору оппозиции, - смотрится как эффективный пиар – ход, который должен завоевать для тюменца Собянина голоса коренных москвичей. Так или иначе, по новому закону мэру Москвы грозит переизбрание, и вряд ли партия власти захочет менять на переправе такого нужного человека как Собянин на кого-то другого. Слова Собянина о том, что многие мусульмане Москвы – вообще не граждане России, и что строить мечети для всех желающих – это перебор" были, по сути, игрой на патриотических чувствах жителей столицы, помноженных на выросшую за последние 20 лет исламофобию.
Но Гайнутдин так же остался при своем. Новых мечетей в Москве в ближайшее время не предвидится. Возведение молитвенного комплекса в Выползковом переулке, прозванного за глаза "мусульманским Храмом Христа Спасителя", отложено в теории на 2015 год, а в практике – на неопределенное время. Мусульмане продолжают молиться на улице, в грязи, снегу и пыли, а глава СМР - спекулировать на их уязвленных чувствах. Итого: чем меньше мечетей в Москве, тем для Гайнутдина лучше.