"Барнаул ФМ": о чем писали в барнаульских газетах 100 лет назад?
Откроем подборку газеты "Сибирская жизнь" за 1911—1912 годы:
20 января 1911
Инцидент в церкви
В одну из барнаульских церквей во время всенощной зашел господин N., католического вероисповедания, прошел к клиросу и стал молиться. Церковный староста нашел неуместным пребывание католика в православной церкви, Подошел к N. и попросил его выйти из церкви. Господин N. отказался, мотивируя тем, что он ничего противорелигиозного не делает, что он тоже христианин; но старосту это не успокоило и он приказал сторожу вывести "католика".
В церкви поднялся шум. И благодаря только вмешательству публики инцидент был прекращен, старосту успокоили, а господин N. остался в церкви и молился до конца всенощной.
1 марта 1911
Увеселения общества
Здесь два кафешантана. Для маленького Барнаула это, пожалуй, много, но наше "высшее" общество нашло, что этого мало. Его, видимо, сильно тянет к кафешантанной обстановке, но так как открыто ходить в кафешантан все-таки неудобно, то перенесли кафешантан в общественное собрание.
Пригласили кафешантанную труппу на сцену общественного собрания, объявили концерт в пользу католического костела, сели удобно и чинно в кресла и невинно слушали, как шантанные девицы напевали двусмысленные песенки, смотрели, как девица в обтянутых панталонах танцевала "танец гусара", как девицы делали знакомым глазки... Понравилось очень: и несколько страстно, и вместе с тем прилично, так как происходит ведь не в кафешантане, а в порядочном общественном собрании. Пригласили девиц в другой раз, и теперь дело шло уже свободнее и девицы учили молодежь:
"Ах зачем увлекаться всем, когда можно осторожно поиграть и перестать..."
Потом пригласили еще, играли "драму", про которую местная газета говорила, что "на сцене было все, могущее задеть низменные чувства зрителей, все, кроме искусства".
По всей вероятности, это кафешантанство продолжится и вперед, может быть, заведется и торговля, но, как хотите, это для барнаульского общественного собрания все-таки — стыдно. Ведь не вся же публика состоит из "виды видавших", есть ведь много, которым противно это кривлянье продажных девиц, посещают ведь собрание и дамы и молодежь, которую нечего торопиться портить. Будем надеяться, что общественное собрание бросит эту глупую, недостойную его затею.
13 марта 1911
Подробности нападения на сборщика винных лавок
6 марта ночью сборщик денег казенных винных лавок Окулич заявил барнаульской полиции, что в 12 часов ночи он возвращался в город из с. Шадринского с кучером и стражником на паре лошадей, везя с собой казенные деньги в сумме 10 000 рублей. Ехали они по льду реки Оби. Сам Окулич был вооружен браунингом, а стражник браунингом же, винтовкой и шашкой. Деньги находились в кожаной сумке. Шагах в 400-х от Барнаульского затона с ними встретились на двух кошевах шесть неизвестных мужчин, которые, остановив лошадей, очень быстро вскочили в кошевку Окулича и, обезоружив его со стражником, выбросили их всех на снег и уехали по направлению к селу Шадринскому, увезя с собой все деньги и вооружение и угнав лошадей. Все это произошло настолько неожиданно, что никто даже не успел оказать сопротивления и даже осталось невыясненным — были ли нападавшие вооружены.
Тотчас же была организована чинами полиции погоня, но безрезультатно. На льду реки Оби в местности ниже Бобровского затона найдены два холщовых мешка из-под денег, находившихся в ограбленной у Окулича сумке. Лошади Окулича были задержаны на Олонской улице, где они пришатились к одному из постоялых дворов. Производится следствие.
20 апреля 1911
Остатки варварства
По праздникам между жителями Вагановской и Воскресенской улиц в г. Барнауле часто происходят "сражения". Собирается значительная толпа народа, преимущественно из молодых парней, и ходят "стена на стену", пуская иногда в ход кирпичи, палки и другие предметы, которые можно бросать на значительные расстояния. Когда бывают такие побоища, проходить по улице невозможно, так как дерущиеся не разбирают, кто идет — чужой или свой, и в прохожих летят "снаряды" как с той, так и с другой стороны. Начинаются "сражения" обыкновенно детьми, а потом дело доходит до взрослых. Особенно сильное "сражение" ныне было в 1-й день Пасхи.
Более сильная половина загнала слабую в ограду одного дома, но, не удовольствовавшись этим, победившие стали бить окна этого дома. Тогда атакованные вооружились ножами, топорами и кольями и кинулись в "открытый бой". В результате с "поля брани" многие возвращались с кровоподтеками на лице, с проломами на голове, а некоему Александру Кузнецову настолько сильно разрубили топором руку, что он в настоящее время лишен трудоспособности. Следовало бы полиции принять меры против таких уличных безобразий.
21 июля 1911
К выборам головы в Барнауле
Назначенное на 8 июля собрание гласных городской думы для выборов городского головы не состоялось за неполучением разрешительных сведений от губернаторского начальства.
11 сентября 1911
Ликвидация крупной торговой фирмы
Одна из крупных торговых фирм в Барнауле, "Торговый дом Д.Н. Сухова сыновья", ликвидирует свои дела. Ликвидация началась в конце лета с мануфактурного магазина; товары продаются с значительной скидкой с нормальных цен. Главный участник торгового дома В.Д. Сухов, человек очень добрый и в высшей степени отзывчивый на всякую нужду, пользуется среди горожан большим уважением, и упадок его дела теперь в большей части населения вызывает большое сожаление.
16 сентября 1911
Городское благоустройство
Еще в начале 1911 года у домовладельцев Барнаула была отобрана подписка в том, что они обязуются к весне 1912 года посадить перед своими домами деревья и устроить тротуары.
Уже наступила осень, грязь в городе, по обыкновению, стоит непролазная, а барнаульские домовладельцы не особенно торопятся исполнением предписания: лишь очень немногие позаботились устроить мало-мальски порядочные тротуары и насадить деревья. Большинство же игнорирует предписание.
Освещение в городе электрическое; всего поставлено около двенадцати фонарей. Для города с 50-тысячным населением такого количества, разумеется, недостаточно, так что многие улицы в ночное время тонут во мраке.
Надо надеяться, что новый городской голова более серьезно отнесется к делу городского благоустройства.
20 декабря 1911
Без катка
В текущем году, очевидно, барнаульские спортсмены останутся без катка. Дело в том, что последние три года каток устраивался родительским комитетом местного реального училища, теперь же, вследствие неизбрания комитета, каток устраивать некому.
Еще раньше каток устраивался обществом попечения о начальном образовании; но потом вследствие малодоходности или даже убыточности этого предприятия каток был упразднен. Приходится весьма сожалеть, что в городе с 50-тысячным населением не имеется никакого общества, содействующего физическому развитию, особенно учащихся.
15 марта 1912
Обжалование городских выборов
Барнаульскими обывателями И.В. Быковым и А.К. Швецовым поданы губернатору прошения об отмене городских выборов в г. Барнауле, как незаконных. Первый в своем прошении указывает, что участвовать в выборах были допущены не имевшие по закону на то права. Швецов же добавляет в своем прошении, что в выборах участвовал М.И. Ромас — лицо, бывшее под судом и даже в ссылке и не восстановленное в правах, а по закону такие лица не могут участвовать в городских выборах и т.п. Городская управа по поводу указанных в прошениях якобы упущениях в самом непродолжительном времени готовит объяснительные сведения.
17 марта 1912
Дикие слухи
Дикие слухи о светопреставлении обязательно в первый день Пасхи с наступлением 120-градусного мороза ходят по Барнаулу, распространяемые гастролирующими здесь иоаннитами, предлагающими легковерным и темным людям всевозможные амулеты вроде волосков кронштадтской богородицы, перышек из архангельских крыльев и пузырек с... тьмой египетской... уверяя, что все это может служить спасением на страшном суде. Многие верят и начинают готовиться, причем приходилось слышать, что подготовка к светопреставлению обходится довольно дорого.
31 июля 1912
Иней
В Барнауле в ночь на 27 июля выпал иней. В огородах попорчены овощи.
4 августа 1912
Авиатор А .А. Васильев
1 августа в 12 час. дня на пароходе "Братья Мельниковы" в Барнаул приехал известный российский авиатор Александр Васильев, с ним доставлен аэроплан французского производства "Блерио".
2 августа, на ипподроме Общества любителей конского бега, за тюрьмой, на Малом Глядене, состоялся показательный полет А.А. Васильева на моноплане "Блерио". Моноплан поднялся на высоту 200 метров, пробыл в воздухе 12 минут. Денежный сбор за полет составил свыше 1500 рублей.
3 августа А.А. Васильев совершил еще два полета. В первый раз он поднялся на 300 метров и сделал 4 круга, пробыв в воздухе 18 минут. Во второй поднялся на 260 метров и, описав 2 больших круга, через 9 минут спустился на землю. На этот раз полету помешал сильный ветер, раскачивавший аэроплан.
4 августа на пароходе "Горный инженер Воронцов" Васильев выехал в богатый купеческий Бийск, пообещав барнаульцам, на обратном пути, если будет благоприятная погода и найдутся желающие гарантировать сбор, сделать еще один полет.
30 августа 1912
В августе в Барнаул прибыли представители английских фирм для изучения на месте возможности экспорта северным морским путем алтайского хлеба в Англию. Лондон интересует сибирская пшеница и рожь. Высокое качество этих продуктов на Алтае обеспечивает им громадный спрос на лондонском рынке.
7 сентября 1912
Городская управа разрешила Сарту Ван Фу Сюнь устроить 7 сентября на Демидовской площади хождение по канату. Зрелище устраивается бесплатное, с расчетом на добровольные пожертвования.
8 декабря 1912
Война г. Несмелова с березами
Директор вновь открытой в Барнауле гимназии г. Несмелов до сих пор воевал с гимназистами и их родителями из-за мундиров, плащей, нехождения в церковь, хождения в кинематографы и т.п. Исчерпав этот материал, он обратил свое внимание на фасад гимназии. Перед окнами росли довольно большие березы, которые служили украшением здания. Но на днях на фасаде здания была водружена вывеска: "Мужская гимназия". Для того, чтобы вывеска не заслонялась ветвями берез, г. Несмелов приказал вырубить деревья против вывески, как сообщает "Жизнь Алтая".
Но ведь деревья посажены, за ними ухаживали, их вырастили. У них есть хозяин — городское управление. Как же они допускают подобное хозяйничанье? Ведь эти Несмеловы, как калейдоскоп, меняются один за другим. Что же будет, если каждый из них будет производить свои эксперименты в этом духе? Городу надо положить предел деятельности господ Несмеловых.
В материале использованы подборки газет Владимира Вдовина.