Лингвисты признали СМС новой формой речи и письма

МК.

- На сцену выходит новая раса - цифровые аборигены, которых хай-тек окружал с младенчества, - уверяет в своей книге "Мозг онлайн" известный американский психиатр, профессор Лос-Анджелесского университета Гэри Смолл. - Только представьте: для развития мозга до его нынешнего состояния потребовалось несколько сотен тысяч лет, а для эволюции, которая происходит под влиянием современных технологий, оказалось достаточно одного поколения! Это самый неожиданный и самый значительный перелом в истории человечества.

Но оказывается, не только наш мозг так быстро поддался переделке. Меняется наш язык.

- Мы часто слышим, что текстовые сообщения - это бич, из-за которого молодежь становится безграмотной, но, на самом деле, письма, которые мы отбиваем на компьютере и на мобильнике - это лингвистическое чудо, - уверял лингвист Джон Макуортер из Колумбийского университета (США) на конференции TED2013 в Южной Калифорнии.

Конечно, текстовые сообщения или по-другому тexting, по мнению ученого, это не тот способ письма, к которому мы привыкли исторически. И Джон Макуортер напомнил, что человеческий язык существует как бы в двух ипостасях - речи и письме.

- Устная речь родилась около 80 000 лет назад, - рассказывал ученый. - А писать люди научились всего 5000 - 6000 тысяч лет назад. Поэтому человечество говорит дольше, чем пишет. Кроме того, навыки письма не распространены во всем человеческом обществе повсеместно. До сих пор в некоторых отсталых странах есть безграмотные. Поэтому не исключено, что письменная "речь" находится еще в развитии.

Это подтверждает, например, такой факт, что говорим и пишем мы по-разному. Наша речь обычно отрывиста и состоит из "пакетов" по 7-10 слов. И поэтому наша речь похожа на сухой телеграфный стиль. Сочинения же в школе пишут языком изысканным, порой вычурным, "причесанным". Говорит же, как по писанному, только оратор на трибуне. Но это не живой разговорный язык.

Выходит, что нынешнее письмо отстает от повседневной речи. И человек стремится восполнить этот пробел. Поэтому можно предположить, что текстовые сообщения на электронных носителях - одна из разновидностей эпистолярного жанра, возникшая в процессе эволюции.

- Посмотрите на феномен СМС непредвзято, - призывал ученый. - И вы увидите, что тexting - это просто новая форма речи и письма одновременно. Сегодня мы учимся писать также, как говорим. Ведь в наше время уже не требуется выводить на бумаге каллиграфическим почерком букву за буквой. Мы печатаем слова. Так, благодаря средствам электронного общения возникла новая языковая среда.

Правда, у "пальчиковой речи", как ее называет Макуортер, есть недостатки. Мы "эсэмесим", не соблюдая грамматические или орфографические правила. Пишем, как слышим. Не расставляем запятые и вопросительные знаки. Но есть огромный плюс: мы "разговариваем" пальцами быстрее и выразительней.

- Если бы нынешний подросток смог слетать на машине времени в 1973 или 1993 годы и пообщаться с ровесниками, - фантазирует Макуортер, - то они поняли друг друга лишь наполовину. И совершенно другой язык будет у наших потомков из 2033 года. За 20 лет произойдет новое лингвистическое чудо.

МНЕНИЕ ОПТИМИСТА

Доктор биологических наук, психолог Юрий Щербатых:

- Наш мозг очень пластичен и быстро приспосабливается к новой реальности. В последние годы даже секс становится виртуальным, не говоря о дружеском общении. Да и новую информацию молодежь предпочитает искать не в книгах, а в Яндексе. Но нынешние изменения - это не плохо, это по-другому, чем было ранее. Мир меняется, и человеческий мозг старается найти эффективные способы приспособиться к этим изменениям. Например, я считаю, что Твиттер, мессенджеры и СМС имеют положительную сторону: приучают нас к краткости и более четкому выражению мысли.

МНЕНИЕ ПЕССИМИСТА

Профессор Оксфордского университета Сьюзан Гринфилд:

- Все больше погружаясь в социальные сети, такие, как Facebook и Twitter, человек по сути впадает в детство. Сегодня рождается поколение одержимых людей, нуждающихся в очень примитивном общении, которое характеризуется короткой концентрацией внимания и постоянным желанием обратить на себя внимание. Ведь все общение в соцсетях сводится к наивному щебету малышей, которые часто говорят так: "Посмотри на меня, мамочка, я сделал это". Этот феномен психологи назвали "кризисом идентичности". "Кризис" проявляется в том, что человек утрачивает чувство перспективы, в нем растет пессимизм, он становится внешне пассивен, бескомпромиссен в некоторых ситуациях и порой - агрессивен.

Более того, банальность информации, которой обмениваются пользователи Twitter, может стать проблемой для общения. А постоянный просмотр сообщений с экрана может привести к полной утрате многих невербальных навыков - таких, например, как способность смотреть в глаза во время разговора.
Читайте полную версию на сайте