ВЦИОМ изучил мнение россиян о поляках
В восприятии россиян Польша - это, прежде всего, государство (6%), и почти столько же опрошенных указывают на ее недоброжелательный настрой в отношении России (5%) - в основном это пожилые респонденты (9 против 3% среди молодежи). В той же мере Польша ассоциируется у опрошенных жителей России с местными товарами, такими, как, например, косметика, парфюмерия, одежда (5%). Для 4% опрошенных главная ассоциация при упоминании Польши - авиакатастрофа под Смоленском.
В представлении поляков Россия воспринимается прежде всего как государство и ассоциируется, прежде всего, с политикой после 1991 года (21%), авторитаризмом (11%), и как государство в целом (6%). Значительная часть опрошенных ассоциирует Россию непосредственно с польско-российскими отношениями, а именно катастрофой под Смоленском (11%), историческим периодом до 1917 года, Катыньской трагедией (5%), некоторые также отмечают общее негативное мнение о России (7%) и недоброжелательный характер двусторонних отношений (4%). В то же время, Россия воспринимается и как георгафическое и культурное пространство: упоминаются ее богатые природные ресурсы, сила (по 8%), особенности культуры и климата (по 5%). Поляки склонны также упоминать социальные проблемы России, в меньшей степени страна ассоциируется у них с 1917-1991 гг.
При этом, если в ходе всероссийского опроса ничего не смогли сказать о своих ассоциациях о Польше 44% россиян, то в Польше соответствующая доля респондентов составила лишь 8%.
Взаимное восприятие россиян и поляков существенно различается. Россияне приписывают своему народу терпимость (39%), семейность и приверженность традициям (37%), чувство юмора (34%). В глазах поляков ключевыми ценностями русских являются в первую очередь гордость (58%) и уважение к власти (46%). Что касается восприятия поляков в России, то им россияне, в свою очередь, приписывают ценности семьи и традиции (35%), предприимчивость (26%), религиозность (24%). Сами поляки в качестве своих главных черт отмечают свободу (66%), и, как и россияне, отмечают свою приверженность традициям и семейным ценностям (54%), отмечают свою религиозность (48%), а также - честь (45%).
Количественное исследование проведено в ноябре-декабре 2012 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в России и Центром изучения общественного мнения (CBOS) в Польше. Опрошено 1600 россиян и 1036 поляков соответственно. Опрос проведен методом формализованного интервью по месту жительства.