Депутатов попросят определиться с интернет-терминологией
Фонд информационной демократии (ФИД) разработал собственную концепцию
(есть в распоряжении "Известий") изменений российского
законодательства, связанных с использованием интернета. Основной
принцип, заложенный в концепции, — государству следует регулировать не
интернет как таковой, а обеспечивать нормативно-правовую базу,
учитывающую возникающие в процессе использования интернета особенности
общественных, гражданских, экономических и других отношений. Об этом
"Известиям" рассказал президент фонда Илья Массух.
Для сбора
конкретных предложений ФИД предоставит специальный раздел на своем
сайте. Поступившие предложения будут анализироваться рабочей группой из
представителей интернет-общественности, после чего их обобщенный вариант
фонд представит одному из субъектов законодательной инициативы с целью
внесения на рассмотрение Госдумой.
Среди задач, которые нужно
решить путем поправок в закон, — уточнение ряда определений, связанных с
интернетом, четкое определение границ юрисдикции государственных
органов в отношении использования Сети.
Вице-президент
"Ростелекома" Наум Мардер уверен, что уточнение юридических определений
необходимо. По его словам, это нужно сделать, так как понятия "оператор
связи", "владелец сайта", "хостинг-провайдер" и др. ― базовые для
регулирования правоотношений в интернете. Само по себе адекватное
определение в законах таких базовых понятий может избавить от
необходимости переписывать некоторые уже действующие правовые акты.
Среди
конкретных вопросов, которые нуждаются в законодательном уточнении,
авторы концепции отмечают нечеткое разделение понятий "оператор связи" и
"поставщик (оператор) интернет-услуг" или "интернет-провайдер". По
действующему законодательству единственно возможным лицом, на которое
может быть возложена ответственность, связанная с предоставлением
интернет-услуг, является оператор связи. Однако в действительности
оператор связи не может нести и не несет ответственности за результаты
действий, возникающих при предоставлении этих услуг (например,
размещение запрещенной законом информации, обман потребителей и пр.). В
то же время ответственность других лиц, предоставляющих интернет-услуги и
пользующихся ими, законом не определена. В результате в судебной и
административной практике возникают затруднение в определении
ответственности и, как следствие, — судебные ошибки или бездействие в
отношении совершенных правонарушений.
По мнению Мардера, за
мошенничество в Сети должен отвечать тот, кто его совершил, ― не важно,
чем он занимается и участвует ли в предоставлении интернет-услуг. А
бороться с мошенничеством должны те, кому это положено по характеру
работы, ― МВД и другие правоохранительные органы.
— Мы
пытаемся переложить ответственность за выявление и пресечение действий
мошенников на оператора, а это глупость. Оператор обязан лишь оказать
правоохранительным органам техническое содействие в их работе, но он это
и так делает, — сказал Мардер.
Отдельная задача ― за счет
уточнения действующего законодательства обеспечить защиту
конституционного права граждан на поиск и распространение информации.
Одновременно предполагается ужесточить законодательный запрет на
безосновательное, незаконное, произвольное ограничение доступа к
информации в Сети. Сейчас, указано в концепции, в российском
законодательстве нет четкого определения действий, которые необходимы
для обеспечения конституционного права граждан на свободу
распространения информации. В результате справедливые в принципе призывы
к пресечению противоправных действий нередко выливаются в
необоснованное отключение или блокировку отдельных сайтов и СМИ.
Так,
в результате недостаточно отработанных технических процедур
подвергались блокировке интернет-энциклопедия "Луркоморье", IP-адреса
компании Google и ее сервиса YouTube, интернет-библиотеки Lib.Rus.Ec.
Причем в ряде случаев потребовать блокирования того же "Луркоморья" и
YouTube пытались исполнительные власти некоторых регионов, не обладая
необходимыми для этого полномочиями.
Кроме того,
предполагается законодательно закрепить существующий механизм
регистрации доменных имен второго уровня (при свободе регистрации имен
третьего и последующих уровней) в российских национальных доменах,
определение прав и обязанностей администраторов доменов, регистраторов и
пользователей доменных имен.
— Прежде чем выступать с
подобной законодательной инициативой, следует изучить имеющуюся
аналитику о состоянии вопроса в мире и России. Если такое изучение
покажет целесообразность законодательного закрепления правил
регистрации, тогда нужно это сделать, если нет ― то незачем, — заявил
директор Координационного центра национального домена сети интернет
Андрей Колесников.
Президент Фонда информационной демократии
Илья Массух сообщил "Известиям", что все предложения будут обобщены
рабочей группой и направленны в Госдуму. Как говорят в фонде, возможно,
поправки предложенные фондом внесет депутат Госдумы Роберт Шлегель.
По словам Ильи Массуха, регулировать нерегулируемое нецелесообразно.
—
В то же время регулирование особенностей правоотношений, определяемых
тем или иным использованием интернета в тех или иных целях, ― задача
вполне решаемая, хотя тоже непростая и требующая вдумчивого подхода, —
говорит Массух.
Представители интернет-отрасли поддерживают
такой подход. Директор по связям с госорганами компании "Яндекс" Марина
Янина указывает на то, что ни в одной из стран мира нет всеобъемлющего
законодательства об интернете — одним правовым актом просто невозможно
охватить всё, что происходит в Сети, это гигантский труд. Все главные
вопросы, возникающие при использовании интернета, в России уже
регулируются в различных федеральных законах ("О связи", "Об
информации", "О СМИ" и т.д.) и других правовых актах, и несовершенство
этих нормативных документов нужно корректировать "точечными" поправками.
— С другой стороны, сейчас возникает огромное количество инициатив по разного рода регулированию интернета, не всегда соотносящихся с реалиями интернет-рынка. Главное — чтобы выдвигаемые инициативы учитывали интересы развития отрасли, — подчеркнула Янина.
Опрос на ИА "Амител":