Минэнерго не хочет «перекрещивать» нефтяную и топливную трубы
"Транснефтепродукт"
(дочерняя компания "Транснефти") и вертикально интегрированные нефтяные
компании ведут переговоры о возможности расширения магистральных НПП
уже более года. С 2011 года эксперты все чаще говорят о неизбежности
дефицита топлива в России, в ряде регионов это уже стало реальностью.
Нефтяники стали отмечать, что страна, пытающаяся "слезть с нефтяной
иглы" и углубить нефтепереработку для получения товаров с большей
добавочной стоимостью, оказалась к этому попросту не готова. Одна из
причин — отсутствие инфраструктуры. По словам представителей
"Транснефти", в США продуктопроводов в три-четыре раза больше, чем
нефтепроводов. У нас же 70% перевозок бензина и керосина приходится на
цистерны РЖД.
Для стабилизации ситуации был поставлен вопрос о
необходимости строительства новых НПП. "Транснефть" предложила способ
финансирования, по которому расходы "Транснефтепродукта" на развитие
системы продуктопроводов предлагается включать в тарифы за прокачку
нефти. Надбавка должна быть "прицеплена" к долгосрочным согласованным
тарифам на транспортировку нефти. "Транснефть" за счет расширения сети
НПП рассчитывает сохранить долю на рынке.
По словам
представителя "Транснефтепродукта" Ильи Архипова, приоритетными для
компании являются расширение магистрального нефтепродуктопровода
Кстово–Ярославль–Кириши–Приморск (проект "Север"), а перспективным —
проект "Юг", направленный на создание трубопроводной системы для
экспорта российских светлых нефтепродуктов с Черноморского побережья.
Кроме этого в модернизации нуждаются действующие производственные
мощности. Всего на это потребуется 125,2 млрд рублей, говорится в
стратегии "Транснефти" до 2020 года. Впрочем, у министерства на счет
цены другое мнение — бывший замминистра энергетики Сергей Кудряшов
оценивал развитие продуктопроводной системы в 350 млрд рублей.
—
Нефтяники обсудили наше предложение и в общем согласились, но уже
прошло больше года, а эти вопросы до сих пор не решаются, — говорит
представитель "Транснефти" Игорь Демин. — Если нам не дадут право
тратить нефтяные деньги и заставят выпускать инфраструктурные облигации,
наши тарифы "заоблачно" повысятся, чтобы окупить строительство этих
трубопроводов. Сейчас выручки от прокачки топлива не хватает даже на
полноценную эксплуатацию НПП.
Но Минэнерго и Минэкономразвития
пока не поддерживают идею "перекрестного" субсидирования НПП за счет
тарифа на прокачку нефти. Ведомства предлагают "Транснефти" обратиться к
альтернативным источникам получения средств: проектному финансированию
(Минэнерго), выпуску инфраструктурных облигаций или использованию
механизмов концессионных соглашений (Минэкономразвития). В Минэнерго не
смогли предоставить оперативный комментарий, но, по словам источника
"Известий", в ведомстве опасаются, что предложенная госкомпанией схема
может привести к созданию потенциально непрозрачной системы
"перекрестки".
Минэкономразвития готово обсуждать предложение
"Транснефти", говорит источник издания в министерстве, но введение
"перекрестки" слишком серьезный шаг, чтобы идти на него без
всестороннего анализа ситуации. Вопрос сейчас находится на рассмотрении в
правительстве, его курирует вице-премьер Аркадий Дворкович. В
министерстве надеются, что вопрос будет вынесен на специальное совещание
в ближайшее время.
Осторожны в формулировании своей
позиции и в вертикально интегрированных компаниях, от официальных
комментариев нефтяники отказываются. "Транснефть" практически каждый год
повышает тарифы, нефтяники привыкли к этому, говорит собеседник
"Известий" в одном из крупнейших игроков сектора. Производители готовы
рассматривать предложения "Транснефти" по увеличению тарифа на перекачку
нефти для финансирования конкретных проектов НПП. В настоящий момент
наиболее выгодным является перевозка топлива водным транспортом, но этот
способ ограничен природными условиями — периодами навигации. Наиболее
затратны железнодорожные перевозки. Экономическая эффективность
трубопроводной транспортировки анализируется в каждом конкретном случае.