Балтфлот заказал фрегат для борьбы с бесшумными подлодками
Главкомат Военно-морского флота начал работу по созданию корабля для борьбы с бесшумными неатомными подводными лодками подобными немецким проекта 212/214. По решению главкома Виктора Чиркова, корабль должен быть готов до начала 2017 года.
По данным "Известиям " из ВМФ, что за основу взят недоделанный корпус фрегата "Туман" проекта 11540 (головной корабль "Ярослав Мудрый"), постройку которого приостановили в 1990-е годы из-за отсутствия финансирования. Корпус стоит у стенки на Калининградском судостроительном заводе "Янтарь", и его доделают по обновленному проекту, уточнил источник в главкомате.
Спецификация только формируется, а финансирование проекта в 2013 году не запланировано, но известно уже, что флот хочет в первую очередь корабль со сверхсовременным противолодочным оружием и гидроакустическими комплексами. Заказ на разработку бортовых систем и изменения корпуса отдан центральному НИИ имени Крылова и 1-му центральному НИИ ВМФ. Они должны представить документацию на утверждение министра в четвертом квартале нынешнего года.
На мелководной Балтике ни у кого нет атомных субмарин, и здесь главенствует Германия с огромным опытом и традициями подводного плавания. В НАТО ей не ставились задачи по борьбе с советским океанским флотом, поэтому немцы занимались строительством неатомных лодок. Они выпустили несколько удачных серий, как тип 206, а сейчас создали бесшумные субмарины проекта 212/214 с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ). На Балтике с обширными отмелями и прибрежными зонами лодки с ВНЭУ гораздо эффективнее атомных. Их активно закупают многие страны мира, и именно с таким классом подводных лодок должен бороться перспективный российский фрегат.
Немецкая флотилия в Киле насчитывает пять современных корветов, пять подводных лодок типа 212 и 10 малых ракетных кораблей. В соседнем Вильгельмсхафене базируется 15 новых фрегатов.
Балтийский флот России нынче представляет собой лишь тень советского. В строю только семь относительно крупных надводных кораблей, а флагман флота - это всего лишь эсминец "Настойчивый" водоизмещением 7-8 тысяч тонн, спущенный на воду в 1991 году. На ходу и вовсе пять кораблей, в том числе два сторожевика проекта 11540 "Неустрашимый" и "Ярослав Мудрый", собратья "Тумана".
В 2009 году "Ярослав Мудрый" был достроен после длительной консервации, и тогдашний главком Владимир Высоцкий заявил, что не заинтересован в "Тумане". Однако теперь он сгодился по двум причинам. Во-первых, корпус готов, доработок не требует. Во-вторых, у него немалое водоизмещение - 4,5 тысячи тонн. По первоначальному проекту в нем предусмотрена лишь одна установка противокорабельных ракет Х-35, так что остается много места для сложного противолодочного оборудования и вооружения.
В-третьих, автономность плавания фрегатов 11540 почти 30 суток, и этого с лихвой хватит для Балтики.
Бывший начальник главного штаба ВМФ Виктор Кравченко утверждает, что флот остро нуждается во всем новом, ведь даже на "Ярославе Мудром" оборудование 20-летней давности.
- Новый корабль необходим не только для борьбы с подлодками, но и стрельбы по береговым целям. Новые гидроакустические комплексы могут обнаруживать подлодки до так называемого температурного скачка, то есть там, где слои воды имеют разную температуру. На Балтике это до 40 метров, - сказал адмирал "Известиям".
Военный историк, автор книг по истории ВМФ СССР и России Дмитрий Болтенков назвал оптимальным решение достроить корпус "Тумана".
- Безусловно надо сказать спасибо заводу "Янтарь" за то, что сберегли корпус этого корабля. Не должно быть недостроенных кораблей, - считает эксперт.
Когда спецификацию противолодочного корабля утвердит министр обороны Сергей Шойгу, ВМФ объявит конкурс на поставку оборудования. Ожидатеся, что это произойдет в начале 2014 года.